На стыке двух миров

28.01.2017

Карл Мария фон Вебер часто упоминается как создатель самой первой немецкой романтической оперы – порывистого и пугающего «Вольного стрелка». Однако одним из популярнейших оперных композиторов своего времени Вебер стал уже в зрелом возрасте. В музыкальной сфере для молодого Вебера можно было бы подобрать множество характеристик – виртуозный пианист, певец, опытный дирижер, критик, литограф (нот) и, конечно же, автор замечательной камерной музыки. Не только услышать знаменитые оперные арии, но и познакомиться с малоизвестными сочинениями Вебера можно будет на концерте, который пройдет в рамках фестиваля, посвященного 230-летней годовщине со дня смерти композитора.

Концерт открывает Трио для фортепиано, флейты и виолончели соль-минор (op.63) – сочинение, написанное Вебером уже после судьбоносного переезда в Дрезден, где родился «Вольный стрелок». Трио исполнят Николай Попов (флейта), Петр Кондрашин (виолончель) и организатор фестиваля пианистка Ольга Филатова.

Особое место в программе концерта занимают сочинения с участием кларнета – это Квинтет для кларнета и струнных си-бемоль мажор (op. 34)» и «Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор (op. 48)». Оба произведения Вебер написал, ориентируясь на мастерство своего коллеги по службе в придворной капелле Мюнхена – Генриха Йозефа Бермана. Вебер, как и другие композиторы-романтики, интересовался поисками новых нюансов, которые позволили бы раскрыть характер инструмента более объемно.

За пару лет до встречи с Вебером Берман приобрел техническую новинку своего времени – кларнет с десятью клапанами, более гибкий и лишенный шероховатостей по сравнению с его предшественником, у которого было всего лишь пять клапанов. Технически более совершенный и рассчитанный на более виртуозную игру, этот инструмент стал дебютантом в первых сочинениях Вебера для кларнета. К тому же, тембровая палитра нового инструмента была значительно шире – и Вебер не преминул этим воспользоваться.

Стремительные хроматические ходы и витиеватые пассажи, которые можно услышать в каждой из частей квинтета, сочетаются с постепенно изменяющейся интонацией. Из мечтательного Аллегро Вебер переходит в мрачноватую и меланхоличную Фантазию, затем – в своенравную и привередливый Менуэт и в финале приводит нас в игривое Рондо. На концерте квинтет прозвучит в исполнении Дмитрия Лиманцева (кларнет), Кирилла Филатова (скрипка), Романа Денисова (скрипка), Дмитрия Безинского (альт) и Вячеслава Чухнова (виолончель).

В Большом дуэте, который Вебер и Берман представили публике год спустя после удачного исполнения Квинтета, поиски новых выразительных возможностей кларнета продолжились. Большой концертный дуэт стал настоящим состязанием двух виртуозов, апологией равноправия двух сложных инструментов. В этот вечер в поединке встретятся кларнетист Дмитрий Лиманцев и пианист Павел Шатский.

Во втором отделении концерта прозвучат арии из двух «главных» опер Вебера – «Вольного стрелка» и «Оберона». Фантастические истории о призраках, чудовищах и феях привлекали Вебера не меньше, чем национальный колорит. В «Вольном стрелке» композитор cоединил историю противостояния человека и потусторонних злых сил, любовную линию и декорации идиллического немецкого ландшафта. Ария отважного и благородного охотника Макса «Durch die Walder, durch die Auen» считается одним из самых выразительных и проникновенных моментов оперы – ее исполнит солист оперной труппы Большого театра Олег Долгов (тенор).

После премьеры «Вольного стрелка» имя Вебера стало известно за пределами Германии. С заказом на романтическую оперу к Веберу обратился лондонский театр Ковент-Гарден, что вызвало к жизни последнее сочинение Вебера – оперу «Оберон, или клятва короля эльфов». В романтическом сюжете, в котором отразились старинные предания и действуют сказочные существа, нашлось место для излюбленной водной стихии романтиков – могущественного Океана. К нему обращена патетическая ария одной из главных героинь оперы – Резии, дочери багдадского халифа и возлюбленной прославленного рыцаря Гюона де Бордо. Арию «Ocean! Thou mighty monster!» исполнит артистка Молодежной оперной программы Большого театра Марта Данусевич (сопрано).

Полина Дорожкова