К 220-летию со дня рождения Франца Шуберта

31.01.2018

Франц Шуберт — композитор-романтик «номер один», создатель песен, симфоний, сонат, квартетов. Он прожил короткую (умер в возрасте тридцати одного года) и нелегкую жизнь, постоянно страдая от материальных трудностей, но успел сочинить огромное количество произведений. И многие из них – подлинные шедевры.

Перу Шуберта принадлежат более шестисот сочинений в жанре песни, который он поднял на небывалую художественную высоту. Песни Шуберта — это тонкая взаимосвязь музыки и слова, прекрасные, легко ложащиеся на память мелодии, выразительная фортепианная партия. Возможно, две его самые известные песни — «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на слова И.В. фон Гете. Первая написана на текст из «Фауста»: это песня Маргариты, которую она поет, думая о покорившем ее сердце Фаусте. Монотонное движение прялки изображает равномерно «кружащийся» аккомпанемент; над ним словно «плывет» вокальная мелодия, в которой появляются то напевные, то декламационные интонации. Произведение написано в куплетной форме, однако каждый куплет отличается от предыдущего деталями вокальной и фортепианной партии. После кульминации в третьем куплете на словах «его поцелуй» возвращается начальные фразы песни, которые героиня как будто забывает допеть, погрузившись в свои переживания.

«Лесной царь» — образец (один из первых) романтической баллады. В нем есть все признаки этого жанра: напряженно развивающийся сюжет, мрачная обстановка действия, катастрофическая развязка. Несмотря на то, что песню исполняет один певец, мы слышим реплики трех персонажей — всадника, мчащегося через лес, его умирающего сына и фантастического Лесного царя, голос которого чудится мальчику. Фортепианная партия здесь играет в равной степени изобразительную и выразительную роль: она передает и стук копыт, и тревогу отца и сопереживающего героям рассказчика.

В концерте прозвучат еще несколько песен Шуберта — лирические «Ты мой покой» («Du bist die Ruh») на стихи Ф. Рюккерта и «Ночные фиалки» («Nachtviolen») на стихи И. Майрхофера, благородный гимн «К музыке» («An die Musik») на стихи Ф. фон Шобера и знаменитая «Баркарола» («Auf dem Wasser zu Singen») на стихи Ф. Л. фон Штольберга. Последняя песня являет собой еще один образец гениальной звуко- и цветописи Шуберта: слушая ее, мы почти в реальности видим водную гладь, подсвеченную золотисто-розовыми закатными лучами.

Песня имела первостепенное значение в творчестве Шуберта. В его инструментальных сочинениях отчетливо ощущается песенное влияние, а порой даже звучат темы песен. Так происходит в фортепианном квинтете ля мажор, известном как квинтет «Форель»: темой вариаций его четвертой части Шуберт сделал мелодию своей песни «Форель». Этот квинтет можно в определенном смысле назвать «легкой» музыкой своего времени, предназначенной для непринужденного «общения» музыкантов друг с другом и со слушателями. Однако по мастерству выполнения этот квинтет стоит на одном уровне с самыми серьезными произведениями Шуберта.

Фортепианные композиции Шуберта также во многом проникнуты «песенностью». Так, в Экспромте соль-бемоль мажор op. 90 № 3 слышится напевная мелодия в мягком меццо-сопрановом регистре, сопровождаемая струящимися фигурациями. Экспромт ля-бемоль мажор ор. 90 №4, напротив, содержит образцы типично фортепианной фактуры: арпеджио, словно серебряный дождь спускающееся с высокого регистра, полнозвучные аккорды, разнообразные подголоски.

Лирический дар Шуберта ярко раскрывается в сонате для арпеджионе и фортепиано ля минор (1824), которую нередко называют просто сонатой «Арпеджионе». Она стала одним из первых сочинений для инструмента арпеджионе — своеобразного гибрида виолончели и гитары, созданного венским мастером Иоганном Штауфером. Судьба этого инструмента оказалась недолгой — в отличие от сонаты Шуберта. Сейчас ее обычно исполняют на виолончели или альте, но в концерте она прозвучит в переложении для контрабаса. Мелодический стиль и эмоциональный строй этого сочинения очень близок альтовой сонате Михаила Глинки, которая появилась почти в то же время — в 1825 году. В обеих сонатах чувствуется опора на бытовой романс, который «в руках» и у того, и у другого композитора усложняется и поэтизируется. В третьей части сонаты Шуберта также звучат интонации австрийских танцев — еще одного источника его вдохновения.

В концерте примут участие Екатерина Щербаченко (сопрано), Владимир Скляревский (скрипка), Михаил Ковальков (альт), Борис Лифановский (виолончель), Александр Парсаданов (контрабас), Анна Расина (фортепиано), Александр Праведников (фортепиано).

Оксана Усова