К 220-летию со дня рождения Франца Шуберта. Продолжение

22.02.2018

Оба си-бемоль-мажорных трио относятся к ранним сочинениям Шуберта. Первое из них, под номером D. 471, не было закончено: в нем только две части вместо обычных трех или четырех. Это традиционное начальное allegro и вторая, медленная часть. Размеры обеих частей весьма скромны, музыкальный материал в них излагается с простотой и изяществом. Порой на слух трудно отличить это трио от музыки Моцарта. Только едва уловимые черты — отдельные штрихи в гармонии, общий разговорно-доверительный тон — дают понять, что перед нами все же сочинение Шуберта. Второе трио представляет собой уже полный цикл из четырех частей — Allegro, Andante, менуэта и рондо. Оно также вызывает прямые ассоциации с музыкой венских классиков, прежде всего, Моцарта и Гайдна. Манера изложения материала в нем почти сугубо инструментальная, как и в первом трио: тот Шуберт, которого мы знаем как создателя «пения на инструментах», проявит себя позднее. Однако и здесь уже есть характерные именно для него детали. Так, в среднем разделе второй части мы слышим канон скрипки и альта в низком регистре на фоне басового остинато виолончели; повторение одинаковых музыкальных мотивов вместе с общим затемненным колоритом вызывает в воображении таинственные образы романтической поэзии. Подобные эпизоды есть и в финале трио, который в целом отличается мягким, интимным характером.

Квинтет до мажор для двух скрипок, альта и двух виолончелей — последнее камерное сочинение Шуберта и один из его последних опусов вообще. Это огромное по своим масштабам — как временным, так и содержательным — произведение, вполне сопоставимое по «весу» с шубертовскими симфониями. Наибольшей образной глубиной отличаются первые две части – Allegro и Adagio. Allegro необычно своим композиционным решением: активная и целеустремленная главная партия (как правило, она именно такая) заменена здесь темой, имеющей «повествовательный» характер, а драматическое «движение» начинается только со связующей. Две побочных партии имеют песенный характер, причем первая из них — это выразительнейший дуэт альта и виолончели. Скромная заключительная партия аккордового склада в разработке подвергается активному развитию; этот раздел отмечен высоким уровнем конфликтности. Вторая часть квинтета открывается невероятной по красоте музыкой в редкой для того времени тональности ми мажор. Медленно развертывающаяся мелодия, тихие «шаги» сопровождающих голосов рождают ассоциацию с поэтичным ночным пейзажем. Однако средний раздел вносит резкий контраст: спокойная мелодия превращается во взволнованную декламацию, красочный ми мажор сменяется драматичным фа-минором. Шуберт в очередной раз воплощает неразрешимое для романтиков противоречие между мечтой и действительностью, которое показано у него с несколько даже пугающей обнаженностью. В третьей части, скерцо, также возникает контрастное сопоставление разделов — беззаботного первого и более сдержанного и серьезного среднего. Финал как бы обобщает раскрытые в предыдущих частях образы: в нем мы слышим и героические, и лирические мотивы — например, нежный «вокальный» дуэт двух виолончелей — но господствующим началом является танцевальность. Несмотря на все конфликтные моменты, квинтет отличает огромный созидательный потенциал. Он буквально пронизан любовью к жизни, которой Шуберт вновь и вновь «заражает» своих слушателей.

В концерте примут участие: Теймур Усубов (скрипка), Анна Яновская (скрипка), Ольга Жмаева (альт), Дмитрий Усов (альт), Борис Лифановский (виолончель), Степан Худяков (виолончель).

Оксана Усова