Любите Брамса!

18.04.2017

Иоганнес Брамс – один из самых известных композиторов-романтиков середины XIX века, художник сокровенных «движений души», знаток камерного и симфонического жанра. За его Четвертой симфонией – возможно, самым известным произведением Брамса – закрепилось определение «от элегии к трагедии». Эти слова можно отнести и ко многим камерным произведениям этого композитора. С большой искренностью и художественным мастерством показан путь «от элегии к трагедии» в Третьей сонате для скрипки и фортепиано ре минор (1886-1888).

Соната представляет собой четырехчастный цикл, по смысловой насыщенности и концентрированности музыкального развития не уступающий симфоническим концепциям Брамса. Наибольшую смысловую нагрузку несут первая и заключительная части. В первой господствует настроение серьезного размышления, погруженности в себя; только в побочной теме музыка приобретает эмоциональную открытость и раскованность. Часть заканчивается в просветленном ре мажоре, и в этой же тональности звучит медленная вторая часть. Ее основная тема излучает спокойствие и душевное тепло. Яркие всплески чувств есть и в этой части, но они быстро растворяются в общей умиротворенной атмосфере. Третья часть – своеобразное интермеццо – слегка «призрачное», состоит как бы из полутонов. Его прерывает яростный финал – самая бурная и драматичная часть сонаты. Лишь как краткая передышка звучит в нем светлая побочная тема. Соната заканчивается патетической кодой с ремаркой agitato – «оживленно», «взволнованно».

Фортепианный квинтет Брамса (1861-1864) – еще более монументальное произведение, также сравнимое с симфоническим циклом. Он написан в драматичном фа миноре – тональности бетховенской «Аппассионаты». Первая часть состоит из разнообразных тем, однако все они произрастают из одной, начальной. Эта тема необычна своей внутренней контрастностью: после «балладного» зачина звучат решительные фигурации, действительно заставляющие вспомнить «Аппасионату». В медленной второй части легко угадывается жанр колыбельной, соединенный с вальсовыми интонациями. Эта часть близка романсу Брамса «Колыбельная», который был написан в те же годы, что и квинтет. Третья часть квинтета – скерцо – интересна контрастами разножанровых тем. Первая тема как бы поднимается из мрака, напоминая начало «Апассионаты» Бетховена. Во второй появляется опять-таки бетховенский «мотив судьбы» (вспомним его Пятую симфонию). Третья тема – победоносный мажорный марш. Финал квинтета предваряется медленным вступлением, в котором слышится ожидание чего-то неведомого. Основные темы финала – сдержанно-танцевальная главная и жалобно никнущая побочная – пройдут через многие преобразования, отражающие скрытый сюжет из внутренней жизни человека.

Фа-минорный квинтет имел непростую историю создания. Прежде чем появился окончательный вариант для струнных и фортепиано, Брамсом был создан струнный квинтет, а затем его переложение для фортепиано. Однако только последняя версия стала исполняемым произведением. Ныне квинтет фа-минор занимает почетное место в репертуаре камерных ансамблей.

В качестве «интермеццо» между масштабными циклами Брамса прозвучит Ноктюрн для фортепиано, скрипки и виолончели ми-бемоль мажор Франца Шуберта. Слово «ноктюрн» можно перевести как «ночная музыка». Свойственный этому жанру медленный темп, кантиленная мелодика, воздушный аккомпанемент как нельзя лучше подходят для изображения лирического излияния в ночной тишине. Основная тема этого ноктюрна обладает всеми этими признаками. Однако, кроме нее, в ноктюрне есть и другая тема – сияющая и торжественная, вызывающая ассоциации не с лунной ночью, но с ярко вспыхнувшим солнечным светом.

В концерте примут участие солисты оркестра Большого театра Екатерина Бутакова (скрипка), Александр Майборода (скрипка), Владимир Скляревский (скрипка), Евгения Попова (альт), Борис Лифановский (виолончель), Анна Гришина (фортепиано), Александра Федорова (фортепиано).

Оксана Усова