Вспоминая Владимира Богорада

23.01.2018

Самое маленькое (меньше двух минут) и, вероятно, самое раннее по времени создания сочинение, вошедшее в программу, — пьеса «Трубный глас». Ошибочно приписываемая Генри Перселлу, она на самом деле вышла из-под пера его соотечественника Джеремайи Кларка (1674-1707), композитору и органисту лондонской Королевской капеллы. Пьеса представляет собой инструментальный фрагмент из семи-оперы «Принцесса острова», сочиненной Кларком и Даниэлом Перселлом, младшим братом Генри Перселла. Вероятно, его участие в создании оперы и вызвало путаницу с авторством пьесы, которое до сих пор служит предметом недоразумений.

Радостному, торжественному характеру «Трубного гласа» близок дивертисмент для духовых си-бемоль мажор В. А. Моцарта (KV 270). Он входит в серию духовых дивертисментов, написанных композитором в Зальцбурге в 1773-1777 гг. для архиепископа Колоредо. По жанру они примыкают к так называемой Harmoniemusik — музыке для духовых, исполнявшейся как в помещениях, так и на открытом воздухе, в зависимости от повода. Состав дивертисмента типичен для Harmoniemusik: это секстет, содержащий по одной паре валторн, фаготов и гобоев. Произведение состоит из четырех коротких частей — Allegro molto, Andantiono, Menuetto и Presto — контрастирующих по темпу.

В концерте прозвучит еще одно сочинение Моцарта — вторая часть концерта для фортепиано до мажор (KV 467). Фортепианные концерты принадлежат к вершинным достижениям Моцарта, а лучшие среди них — те, что были написаны в Вене. К ним относится и концерт до мажор, сочиненный, как и многие другие венского периода, для концертов по подписке, которые давал Моцарт. Таинственную «ночную» музыку второй части по праву считают одним из моцартовских шедевров.

Другая «медленная» музыка, любимая многими слушателями, — вторая часть кларнетового квинтета Брамса. У этого квинтета необычная история создания. В 1890 г. 57-летний Брамс решил прекратить писать музыку, полагая, что его творческая фантазия иссякла. Однако в 91-м он знакомится с кларнетистом Рихардом Мюльфельдом, чья игра поражает его настолько, что заставляет забыть о принятом решении. За несколько недель он пишет два новых сочинения — Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, op. 114, и Квинтет для кларнета и струнного квартета, op. 115, в исполнении которых Мюльфельд вскоре и принял участие. Оба произведения стали большой творческой удачей композитора. Так, во второй части квинтета мы ощущаем и первоклассное мастерство зрелого автора, и проникновенную, типично брамсовскую задушевность.

Не меньшей проникновенностью отличается антракт (после III действия) из музыки к пьесе Г. фон Шези «Розамунда» Франца Шуберта. Сам спектакль, поставленный в венском театре Ан дер Вин, был неудачным, но Шуберт вызвал горячий отклик у публики. Позже тот самый антракт, который прозвучит в концерте, будет использован композитором в его квартете № 13, получившем благодаря этому название «Розамунда».

В необычном переложении будет исполнена органная Пассакалья до минор И. С. Баха. В концерте ее сыграет ансамбль фаготистов Большого театра.

Прозвучит также музыка из опер и балетов в различных переложениях и обработках. Будут исполнены прелюдия к опере «Травиата» Дж. Верди, Адажио из балета А. Глазунова «Раймонда», Танец девушек из балета «Тропою грома» К. Караева, сюита на темы из оперы «Кармен» В.-Т. Мифуне, дивертисмент для фагота и фортепиано по мотивам оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» А. Торриани. Джазовую ноту внесет «Кракен» из «Кошачьей сюиты» К. Хазелла. Еще одно произведение, имеющее отношение к джазу, — Джазовая сюита №1 Д. Шостаковича (1934). Правда, написана она в иной стилистике, чем традиционные джазовые композиции. Сюита содержит популярные танцы того времени — вальс, польку и фокстрот.

В концерте примут участие коллективы Большого театра: духовой квинтет, брасс-ансамбль, ансамбль фаготистов, ансамбль скрипачей, квартет виолончелей и ансамбль виолончелистов, большой ансамбль саксофонов, а также Алексей Богорад (кларнет), Кирилл Филатов (скрипка), Валерий Попов (фагот), Роман Денисов (скрипка), Дмитрий Безинский (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Мария Паршина (фортепиано), Вера Часовенная (фортепиано), Борис Шаев (фортепиано), Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).

Оксана Усова