Рихард Штраус. Ференц Лист

11.04.2017

Романс не является магистральным жанром в творчестве Ференца Листа и Рихарда Штрауса. Лист знаменит, прежде всего, своими фортепианными и симфоническими сочинениями, Штраус – операми и, также, как и Лист, симфоническими поэмами. Однако столь крупные композиторы не могли обойти в своем творчестве такой созвучный – даже по названию – романтизму жанр. В итоге благодаря им вокальная литература обогатилась новыми романсами и песнями, и некоторые приобрели очень большую популярность.

Рихард Штраус, чья музыка прозвучит в первом отделении, предпочитал тексты современных ему поэтов, среди которых – Карл Фридрих Хенкель, Герман фон Гильм, Генрих Гарт, Джон Генри Маккей, Отто Юлиус Бирбаум, Рихард Демель. Далеко не всегда избираемые Штраусом тексты можно считать художественными откровениями, но среди них встречаются и поэтические «жемчужины». Например, «Мечты в сумерках» на слова Отто Юлиуса Бирбаума. Романс, по сути, представляет собой нежнейшую колыбельную. Каждая из двух строф здесь протекает как одна большая волна, напоминая единое гигантское дыхание, образуемое медленным подходом к кульминации и следующим за ней медленным спадом.

Другой романс на стихи того же поэта, «Ночная прогулка», близок предыдущему настроением безмятежности, которое чувствуется уже в первых музыкальных фразах («Мы идем тихой ночью, твоя рука в моей, твои глаза в моих»). Глубокое впечатление производит окончание романса: после слов «моя душа плакала» голос певца прекращает звучать, и все невысказанное изливается на слушателя в проникновенном фортепианном завершении.

Захватывающим лирическим чувством полны два романса на стихи Германа фон Гильма, даже тот, что озаглавлен «День всех усопших». Поэт и композитор призывают в этот день «снова говорить о любви».

В связи с Рихардом Демелем прежде вспоминается «Просветленная ночь» – известнейший секстет австрийского композитора Арнольда Шенберга, написанный на сюжет одноименного стихотворения. Однако на стихи этого поэта писали музыку многие композиторы. В концерте артистов МОП прозвучит романс Штрауса на стихи Демеля «Ты свободна». В этом опусе сочетаются самые разные краски – от приглушенных минорных в начале до экстатических мажорных в кульминационных точках.

Музыка в романсах Штрауса всегда следует за текстом, в точности отражая содержание каждой строки. Штраус не чужд и звукоизобразительности, о чем можно судить по романсу «Успокойся, моя душа» на слова Карла Фридриха Хенкеля. В стихотворении речь идет о душевной буре, которая сравнивается с буйным океанским прибоем. Движение волн эффектно передано в музыке. В романсе «Тайный призыв» на слова Джона Генри Маккея волнообразный, «перекатывающийся» аккомпанемент тоже изображает движение влаги – на этот раз ароматного вина в чаше у губ возлюбленной.

Ференц Лист в своем романсовом творчестве обращался к куда более известным поэтам – Франческо Петрарке, Генриху Гейне, Иоганну Вольфгангу Гете. В концерте прозвучит два романса на слова Гейне – знаменитая «Лорелея» и романс «Утром, как встаю, мечтаю»; романс «Всюду тишина и покой» на слова Гете.

Некоторые романсы Листа больше известны в фортепианном переложении, чем в оригинале. Таков «Сонет Петрарки № 104», ставший фортепианной пьесой, которую Лист включил в свой цикл «Годы странствий», и приобретшей чрезвычайную популярность. Другой романс – «Люби, люби пока дано любить…» на слова Германа Фердинанда Фрейлиграта – обрел самостоятельную жизнь в виде ноктюрна «Грезы любви». В обоих сочинениях фортепианная партия уже в изначальной версии (с голосом) требует очень хорошего уровня владения инструментом. Еще более сложна она в романсе «Три цыгана» на слова Никалоуса Ленау – почти балладе с несколькими контрастными эпизодами, изображающими компанию вольных цыган-музыкантов. В противоположность этой пьесе миниатюра «В любви все чудных чар полно» на текст Оскара фон Редвица чрезвычайно скромна по фортепианным средствам выразительности: инструмент лишь осторожно поддерживает голос тихими аккордами.

Идеальный баланс между вокальной и фортепианной партией найден в романсе «Как дух Лауры» на текст Виктора Гюго – настоящем шедевре вокального творчества Листа. Гибкая и пластичная мелодия вызывает в памяти итальянскую оперную кантилену, а изобретательное фортепианное сопровождение «выдает» Листа-мэтра фортепианного искусства.

В концертах примут участие певцы Молодежной оперной программы Анастасия Барун (сопрано), Марта Данусевич (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Василиса Бержанская (меццо-сопрано), Дарья Шкредова (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Вадим Бабичук (тенор), Тарас Присяжнюк (тенор), Андрей Кимач (баритон), Илья Кутюхин (баритон) и солист оперной труппы Большого театра Рауф Тимергазин (баритон). Партию фортепиано исполнят Валерия Прокофьева, Михаил Коршунов, Даниил Орлов, Семен Скигин.

В концерте 13 апреля вместо романсов «Посвящение», а также «Отход ко сну» и «На закате» из цикла «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса и «Три Цыгана» Ференца Листа прозвучат «Ночь», «Распусти надо мной свои черные косы» (Штраус) и «Не брани меня, мой друг» (Лист).

Оксана Усова