Лирический дневник композитора

22.07.2014

Петр Ильич Чайковский обращался к камерной вокальной музыке на всем протяжении своего творческого пути. Романсами были самые ранние известные нам произведения композитора, написанные им еще в бытность студентом Училища правоведения, а затем чиновником Ведомства железных дорог; последние же шесть романсов на стихи Д. Ратгауза (соч. 73) написаны Чайковским летом 1893 г., незадолго до смерти. Как пишет музыковед Л. Корабельникова, романсы Чайковского — «это лирический дневник композитора», который и сегодня является «одной из самых любимых и популярных областей его наследия».

Заключительный концерт цикла посвящен вокальным ансамблям Чайковского. Прозвучат дуэты соч. 46, написанные в 1880 г. и посвященные рано ушедшей из жизни племяннице композитора Татьяне Давыдовой, вокальный квартет «Ночь» на музыку В.А. Моцарта, вокальное трио «Природа и любовь», а также обнаруженный после смерти композитора дуэт Ромео и Джульетты, основанный на «теме любви» из одноименной увертюры-фантазии.

В качестве обобщения программы цикла и всего «пути», что проделал Чайковский, сочиняя эту музыку, прозвучат его первый романс «Мой гений, мой ангел, мой друг», написанный им в возрасте 17 лет, когда он был студентом училища правоведения, и последний — трагический монолог «Снова, как прежде один» на стихи Д. Ратгауза, в котором так явственно ощутимо дыхание смерти.

На концерте прозвучит и музыка современников Чайковского. Вокальный цикл «Персидские песни» основателя первой русской консерватории, учителя Чайковского Антона Рубинштейна был опубликован в 1855 г. (написан на стихи азербайджанского поэта
Н. Мирзы-Шафи в немецком переводе) — а в 1869 г. Чайковский по просьбе Рубинштейна сделал и русский перевод. Одно из лучших стихотворений самого Чайковского — «Ландыш» — было положено на музыку его другом и горячим почитателем Антоном Аренским вскоре после смерти композитора (1894 г.).