Двадцатый век. Русский взгляд.

03.07.2014

Концертмейстер Александр Праведников совмещает работу в оперной труппе Большого театра с композиторским творчеством и концертной деятельностью. Он регулярно проводит концерты в камерном зале Большого театра. Их программа всегда интересна и необычна, а его комментарии — захватывающие и эмоциональные.

На сей раз музыкант предлагает слушателям свой взгляд на камерную русскую музыку недавно ушедшего ХХ столетия. Известные сочинения будут чередоваться с малознакомыми (порой в неожиданных сочетаниях) — программа подчеркивает линию преемственности — несмотря на все стилевые разногласия — единой в своей многогранности русской культуры. Преемственность заключается в том числе и в трагическом осмыслении человеческого бытия.

Один из самых «нетипичных» (с точки зрения музыковедов прошлой, советской эпохи) вокальных опусов Рахманинова («Шесть стихотворений» соч. 38,
1916 г.), объединяющий имена А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова, Ф. Соллогуба и К. Бальмонта, вдруг обретает удивительную, но такую ясную параллель с «блоковским» циклом Шостаковича (соч. 127), написанным полвека спустя. Шостакович превращает камерно-вокальный цикл в род инструментальной сюиты, в которой голоса певицы, скрипки, виолончели и фортепиано участвуют поочередно, образуя дуэты и трио, и только в заключительном номере (его название — «Музыка» — принадлежит композитору) объединяются в общей звуковой перспективе.

Фортепианный квинтет Моисея (Мечислава) Вайнберга был написан в разгар Великой Отечественной войны — в 
1944 г. (почти одновременно со знаменитым Вторым фортепианным трио Шостаковича). Творчество Вайнберга, безусловно, обнаруживает сильное влияние музыки старшего современника, учителя и друга, однако музыкальный материал и драматургия квинтета глубоко индивидуальны и отражают самые яркие черты композиторского облика Вайнберга, соединившего в своем творчестве черты еврейской, польской и русской культур.

Одна из самых светлых, «солнечных» фортепианных миниатюр молодого Прокофьева (Прелюдия до мажор «для арфы»), сочиненная в самом начале его творческого пути, прозвучит в исполнении Александра Праведникова, который исполнит также собственные камерные произведения, написанные в 1990-е гг. — фортепианную «Серенаду мглы» и романс «Вечер».

В концерте участвуют солистки оперной труппы Большого театра Анна Нечаева и Екатерина Щербаченко, артистка Молодежной оперной программы Кристина Мхитарян, а также солисты оркестра театра — концертмейстер группы вторых скрипок Кирилл Филатов, заместитель концертмейстера группы виолончелей Владимир Стрельцов, Марина Днепровская (скрипка) и Ирина Лакшина (альт).