Музыка мира и войны

15.06.2014

Шуберт и Бриттен... При всей разнице эпох и поколений у этих композиторов есть нечто общее — особое отношение к вокальной музыке и, прежде всего, к песенному жанру. Старшим другом Шуберта был знаменитый певец, солист Венской Придворной оперы Иоганн Михаэль Фогль, во многом способствовавший успеху его песен; музой Бриттена на всю жизнь стал певец Питер Пирс, в ансамбле с композитором исполнявший его сочинения по всему миру. Из «песенности» рождается проникновенный, интимный склад музыкального языка, который так легко находит путь к сердцу слушателя; печать «песенности» как неотъемлемого качества музыкального высказывания лежит почти на всех произведениях двух авторов — кантатных, камерных, симфонических.

Серенада для тенора, валторны и струнных была написана Бриттеном в 
1943 г., в разгар Второй мировой войны; она стала своеобразным интермеццо в работе над оперой «Питер Граймс». Серенада — необычное воплощение романтического жанра вокального цикла: инструментальные Пролог и Эпилог, в которых партия валторны уподобляется человеческому голосу, обрамляют шесть песен на стихи английских поэтов разных эпох (от Бена Джонсона до Альфреда Теннисона). Обращение к лирической поэзии, простота и безыскусность музыки — на первый взгляд, это было так далеко от насущной современности, затянутой в водоворот жестокости и смерти; однако, именно здесь автор «Военного реквиема» находил источник творческих сил, который позволял ему и его слушателям видеть «свет во тьме».

Вокальная «Серенада» Бриттена обрамлена двумя инструментальными опусами Шуберта. Музыка к пьесе Г. фон Шези «Розамунда» была написана в 
1823 г. Пьеса выдержала всего лишь одно представление, однако музыка Шуберта (она включает увертюру, антракты, балетные номера, романс и хоры) уже более 150 лет исполняется как самостоятельное концертное произведение.

Струнный квинтет До мажор с необычным составом (для двух скрипок, альта и двух виолончелей) — последнее законченное произведение Шуберта. Композитор работал над ним за несколько месяцев до смерти. Подобно «Большой» симфонии в той же тональности, квинтет отличается эпическими масштабами, яркими жанровыми красками и свидетельствует о необыкновенном приливе творческих сил, который испытывал Шуберт в последние годы столь рано оборвавшейся жизни.

Идея провести цикл «Пути романтизма» принадлежит концертмейстеру оркестра Большого театра, скрипачу и дирижеру Михаилу Цинману. Вместе с ним в концерте примут участие концертмейстеры оркестра Ольга Жмаева (альт), Петр Кондрашин (виолончель), заместители концертмейстеров Людмила Херсонская (скрипка) и Георгий Колесов (виолончель), артист оркестра Артур Арзуманов (валторна), артист Молодежной оперной программы Богдан Волков (тенор) и камерный ансамбль оркестра Большого театра России под управлением Михаила Цинмана.