Любовь поэта

14.05.2014

«Любовь поэта» — цикл песен Роберта Шумана на стихи Генриха Гейне, написанный в 1840 г. Этот год, в который наконец состоялась долгожданная женитьба композитора на его музе Кларе Вик, стал «годом песен» в его творчестве, а сам цикл — одной из вершин всей немецкой вокальной лирики XIX века.


Сам Гейне назвал стихотворный цикл «Лирическим интермеццо» — к своей юношеской влюбленности повзрослевший поэт относился с изрядной долей иронии. Музыка Шумана углубляет его содержание, вступая в своеобразный диалог, а иногда и спор с поэтическим текстом. Эта двойственность воплощена в сочетании вокальной и фортепианной партий, которые не всегда сливаются в единое целое, как это происходит в песнях Шуберта, но, напротив, оказываются противопоставлены друг другу. Миниатюрные и несложные в вокальном отношении, песни цикла передают тончайшие оттенки поэтического чувства, его малейшие «колебания» и изменения — от робкого признания, любовного восторга, скрытой внутренней дисгармонии до трагедии измены, разочарования, поисков утешения в мечте и, наконец, решительной попытки забвения.

Не есть ли эта музыка концентрированным выражением музыкального романтизма, самосознания художника-творца, с наивностью ребенка и глубиной мудреца погруженного в рефлексию собственных чувств, состояний и взаимоотношений с окружающим миром, природой, людьми и Божеством?

Автор идеи концерта — пианист и композитор, концертмейстер оперной труппы Большого театра Александр Праведников — объединил исполнение «Любви поэта» Шумана с наиболее близкими ей по духу музыкальными произведениями. Концерт начнется с

неожиданной, на первой взгляд, параллели цикла Шумана и фортепианной сонаты ор.1 Альбана Берга. Однако в своем первом сочинении будущий участник «Нововенской школы» и автор «Воццека» еще всецело принадлежал немецкой романтической музыке. Драматургия сонаты, ее гармонический и интонационный язык взращены традицией Шуберта, Мендельсона, Шумана и Вагнера.

Второе отделение концерта отдано музыке Франца Шуберта. Две песни, посвященные могучим, неподвластным человеку силам природных стихий («Лесной царь» и «Приют») оттеняют одно из лучших камерных произведений композитора — «
Forellenquintett» для фортепиано и струнных. Драматургическим центром этого в целом жизнерадостного и энергичного произведения, становится «вставная» четвертая часть, давшая квинтету название. Это вариации на песню «Форель» — одну из популярнейших песен Шуберта, в которой под легким, ажурным звучанием скрыта мысль о хрупкости идеальной красоты, гибнущей при соприкосновении с земным, чувственным миром.

Цикл «Любовь поэта» прозвучит в исполнении приглашенного солиста оперной труппы, лауреата международных конкурсов Романа Шулакова (тенор), песни Шуберта исполнит приглашенный солист, выпускник Молодежной оперной программы Алексей Пашиев (баритон).
В исполнении квинтета Шуберта примут участие артисты оркестра Большого театра — заместитель концертмейстера группы виолончелей Владимир Стрельцов, Марина Днепровская (скрипка), Ирина Лакшина (альт) и Александр Парсаданов (контрабас).

Партия фортепиано — Александр Праведников.