Да здравствует виолончель!

28.01.2018

Густой, певучий голос виолончели привлекал многих композиторов начиная с XVII века. А в следующем – XVIII – столетии – она окончательно вытеснила с концертной сцены свою предшественницу виолу да гамба, заняв прочное положение среди самых «главных» инструментов. Для виолончели писали Бах и Гайдн, Шуман и Дворжак, Бриттен и Хиндемит. В концерте прозвучат как оригинальные произведения для этого инструмента, так и переложения, которых тоже существует великое множество.

Соната Иоганнеса Брамса № 1 ми минор (1865). Очень масштабное сочинение, по продолжительности звучания сопоставимое с Концертом для виолончели с оркестром Шумана. Имеет трехчастное строение, что для Брамса нетипично, обычно он писал сонатные циклы в четырех частях. Первая часть отличается элегическим настроением; она строится на трех вытекающих друг из друга темах, последняя из которых написана в жанре колыбельной. Необычно отсутствие в цикле медленной части — ее место занимает Allegretto quasi Menuetto («не очень скоро, в характере менуэта»). Конечно, это уже не такой менуэт, как у Гайдна или Моцарта. Здесь ощущается и вальсовое движение, а в среднем разделе танцевальность вообще отходит на второй план, уступая место лирическому высказыванию. Третья часть сонаты явно обнаруживает влияние баховской музыки, которое всегда было сильно в творчестве Брамса. Она начинается как фугато на тему, близкую многим темам Баха. Включаясь далее в сонатное развитие, эта тема проходит через разнообразные изменения и в конце становится основой для бурной романтической коды.

Пьеса «Adagio и Allegro» Роберта Шумана может исполняться не только на виолончели, но и на скрипке, альте или валторне (для последней она и была написана). Ее название подчеркивает темповый контраст вступительного и основного разделов, первый из которых написан в медленном темпе Adagio, а второй — в быстром Allegro. На самом деле разных по темпу эпизодов здесь гораздо больше, о чем говорят авторские указания над нотными строками основного раздела: «Скоро и пылко — немного спокойнее — темп 1 — скорее». В противовес традиции, предписывавшей пользоваться итальянскими обозначениями темпа и характера, они даны на родном для композитора немецком языке. Музыку этой пьесы отличает гибкий мелодизм и эмоциональная открытость, столь свойственная этому композитору.

Преемственность поколений – «отзвук» стиля Шумана – чувствуется в цикле Пауля Хиндемита Три пьесы для виолончели и фортепиано. Название второй - Фантастическая, что сразу заставляет вспомнить фортепианный цикл «Фантастические пьесы» Шумана. В музыке этого раннего опуса Хиндемита также отчетливо ощущается романтический «след», хотя позднее композитор будет тяготеть к неоклассицизму.

Помимо сочинений для виолончели и фортепиано, в программу концерта вошли пьесы для нескольких виолончелей. Одна из них — Большой концертный дуэт для двух виолончелей Жака Оффенбаха. Этот композитор известен, в первую очередь, своими операми и опереттами, но писал Оффенбах и виолончельную музыку, тем более что он и сам был виолончелистом. Большой концертный дуэт — развернутая романтическая композиция в нескольких частях, из которых будут исполнены вторая и третья.

Прозвучат также три пьесы из op. 104 Юстуса Дотцауэра (1783-1860), немецкого композитора и виолончелиста. Музыкантам он знаком главным образом как создатель этюдов и упражнений для виолончели: ему принадлежат сборники «Виолончельная школа», «Восемнадцать этюдов нарастающей сложности», «Школа флажолетов» и другие.

В программу вошли также произведения, переложенные для дуэта виолончелей, — знаменитая Пассакалья Георга Фридриха Генделя из его Сюиты № 7 для скрипки и альта и «Танец Эльфов» Давида Поппера. Последняя пьеса, написанная изначально для виолончели и фортепиано, представляет собой образец жанра «вечного движения», в котором от начала до конца выдерживается единый быстрый темп и движение мелкими длительностями. Это произведение для настоящих виртуозов, каким и был его автор — выдающийся чешский виолончелист и композитор.

В концерте примут участие Петр Кондрашин, Арсений Безносиков, Арсений Котляревский (виолончель), Алина Смирнова, Игорь Котляревский (фортепиано).

Оксана Усова