Зимняя рапсодия

29.01.2021

Орган в оперном театре – явление закономерное. Этот инструмент, ставший символом духовной мощи, несет огромную смысловую нагрузку и нередко используется в театральной музыке. Партию органа можно найти во многих знаменитых операх и балетах, и музыкальные образы, им создаваемые, как правило, имеют краеугольное драматургическое значение. Так в опере «Отелло» Дж. Верди звучание органа рисует полную драматизма картину бури на море, а в опере Ш. Гуно «Фауст» орган становится непосредственным участником сцены в соборе. Не остались в стороне и русские композиторы: «король музыкальных инструментов» стал героем сцены торжественной коронации короля Карла VII в опере «Орлеанская дева» П. Чайковского и создал фантастический образ Старчища-Могуч-Богатыря в «Садко» Н. Римского-Корсакова. Один из узловых трагических моментов в опере «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича – Пассакалия для органа соло. Список, несомненно, может быть продолжен; так или иначе, художественное значение этого многогранного инструмента для музыкального театра весьма велико. Однако очень немногие театры решаются пойти на риск и «вписать» масштабный инструмент в специфические условия театральной сцены.

Большой никогда не искал легких путей: орган у него был уже с середины XIX века. В 1913 г. появился двухмануальный инструмент знаменитой немецкой фирмы «Эберхард Фридрих Валькер», однако он не сохранился. В послевоенные годы театр многие десятилетия вынужден был довольствоваться электронным инструментом, а в 2013 г. наконец стал счастливым обладателем прекрасного органа фирмы «Глаттер-Гётц» – одной из крупнейших органостроительных фирм мира, чьи «творения» к тому моменту уже украшали многие концертные залы России, в том числе и Светлановский зал Международного дома музыки. 31-регистровый орган, торжественная инаугурация которого состоялась 13 мая 2013 г., был построен с учетом всех акустических и архитектурных особенностей зала. Для размещения его тысячи восьмисот девятнадцати труб предусмотрена специальная галерея, расположенная на высоте десяти метров над сценой. Пульт органа сконструирован таким образом, что органист может находиться как в оркестровой яме, так и на сцене, и сделан из лучших сортов дерева, а клавиши отделаны драгоценной слоновой костью и эбонитом.

Каждый органный концерт на Исторической сцене – исключительное событие. В ансамбле с органом, «управляют» которым признанные мастера, звучат инструменты, оживающие в руках солистов оркестра Большого театра. Выступают певцы-солисты и лучшие хоровые коллективы страны, наконец участие артистов балета превращает концерт в настоящее «действо».

В этом году на сцене Большого выступят три органиста. Профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», создатель первого в России специализированного журнала об органной музыке «Орган» – все это лишь самый беглый обзор многогранной деятельности Евгении Кривицкой. Она успешно совмещает педагогическую, научную, исполнительскую и административную работу. Г-жа Кривицкая – признанный во всем мире эксперт в области французской органной музыки: ее исследования, в том числе фундаментальная монография, заслужили более чем благожелательные отзывы ведущих российских и французских органистов. К органу Большого театра Евгения Кривицкая имеет самое непосредственное отношение. Как эксперт она приняла участие в его приемке, а затем – как автор концепции и исполнительница – и в концерте, сопровождавшем церемонию инаугурации. Кроме ряда сольных органных произведений, Евгения Кривицкая исполнит несколько музыкальных номеров, которые представят необычное направление в концертной практике, которое исполнительница развивает с 2012 года: объединяются музыка, слово и даже хореография. Партнером Евгении Кривицкой станет известный актер-чтец Петр Татарицкий, с которым она уже многократно выступала, а также солисты оркестра и балетной труппы Большого театра.

Органистка Хироко Иноуэ, которая примет участие в этом концерте, – музыкант удивительной человеческой и профессиональной судьбы. Хироко родилась в Осаке (Япония), училась в Университете искусств в Киото, окончила Московскую консерваторию и аспирантуру как пианистка и органистка, а также Консерваторию им. Принца Клауса (Голландия) по классу исторических инструментов. Органистка стала лауреатом и дипломантом многих конкурсов, среди которых конкурс имени Марчелло Галанти в Италии, конкурс Валерия Кикты в Москве и конкурс имени Микаэла Таривердиева в Калининграде. С 2006 г. Хироко Иноуэ является солисткой Калиниградской областной филармонии и одновременно ведет обширную концертную деятельность в городах России и странах Европы и Азии. Репертуар органистки широк и разнообразен: наряду с фундаментальными «хрестоматийными» органными опусами она постоянно знакомит слушателей и с весьма необычной и редко звучащей современной музыкой, в том числе японской.

Еще одним почетным гостем Большого театра станет заслуженный артист России Даниэль Зарецкий, профессор, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории, лауреат международного и всероссийского конкурсов органистов, побывавший на гастролях едва ли не во всех городах бывшего СССР, где установлены органы, а также во многих странах Европы, Австралии, Южной Америки и в США. Многие из учеников Зарецкого стали лауреатами престижных конкурсов и солистами российских филармоний. Среди интереснейших исполнительских проектов органиста – цикл концертов из всех органных сочинений И.-С. Баха, приуроченный к 250-летию со дня смерти композитора, и запись семи компакт-дисков.

Программа концерта составлена из оригинальных органных произведений, в первую очередь, И. С. Баха, с именем которого прежде всего и ассоциируется музыкальный инструмент – герой этого вечера, а также из весьма необычных транскрипций. Орган «заменит» струнный оркестр, аккомпанируя скрипке в Largo из концерта «Зима» Вивальди, и фортепиано в знаменитом «Лебеде» из «Карнавала животных» Сен-Санса. Сочинения, написанные в оригинале для ансамбля с участием органа, – большая редкость. Но в нашем концерте прозвучит и такое – т Прелюдия Сен-Санса для органа и рояля. Событием станет исполнение большим ансамблем солистов фрагмента Маленькой торжественной мессы Россини, в которой орган играет самую важную роль. Завершит вечер песня Halleluja Леонарда Коэна в версии для хора и органа – произведение, казалось бы, «неакадемическое», но при этом настоящий шедевр вне времени и жанров. Текст песни – образец поэзии высочайшего художественного уровня, содержащий в себе ряд глубоких библейских отсылок, а музыкальная составляющая сочетает в себе идеальную музыкальную форму и поистине библейскую простоту.

В концерте примут участие Евгения Кривицкая, Хироко Иноуэ, Даниэль Зарецкий (орган), солистка Московской государственной филармонии заслуженная артистка РФ и лауреат многочисленных престижнейших международных конкурсов Екатерина Мечетина (фортепиано), солистка оперной труппы Большого театра Мария Баракова (меццо-сопрано), солисты оркестра Александр Майборода (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель), солисты балета Екатерина Шипулина и Руслан Скворцов и Ансамбль солистов Камерного хора Московской консерватории (дирижер – профессор Александр Соловьев). Ведущий концерта – Петр Татарицкий.

Наталия Абрютина