Фестиваль в честь Чайковского

16.09.2020

С сентября по декабрь на всех сценах Большого пройдет фестиваль к 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В программе – четыре оперы, пять балетов и пять концертных программ.
В ноябре программу фестиваля продолжат балеты «Драгоценности» (11-14 ноября, дирижер Павел Сорокин) и «Щелкунчик» (18 ноября, дирижер Павел Клиничев).

«Драгоценности», поставленные Джорджем Баланчиным для его труппы Нью-Йорк сити балет в 1967 г., вошли в историю как первый «полнометражный» бессюжетный балет. Все три его части поставлены на музыку разных композиторов: «Изумруды» – на музыку Г. Форе, «Рубины» – на музыку И. Стравинского, «Бриллианты» – на музыку П. Чайковского. Для «Бриллиантов» Баланчин взял II-IV части Третьей симфонии Чайковского. Третья симфония занимает особое место в творчестве композитора: единственная мажорная, единственная пятичастная, «странная», «сюитная», «пестрая» – и такая танцевальная. Считается, что три части балета представляют три страны, три культуры, три балетных эпохи. И «Бриллианты», представляющие великолепный образ императорского петербургского балета, как короной, венчают этот блестящий праздник танца.

«Щелкунчик» – главный хит зимнего репертуара не только Большого театра, но и музыкальных театров всего мира. Давно и прочно он ассоциируется с этим волшебным временем ожидания чуда, предощущения чего-то нового, неизведанного. Критик Борис Асафьев писал об этом балете: «„Щелкунчик" — совсем иное и совсем одинокое совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи... Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное — в жизнь, только предчувствуемую. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысль-мечта героини и героя вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, вьюге, дальше – к звездам и в розовое море надежд». О своей постановке «Щелкунчика» Юрий Григорович говорил: «Я мечтал о воплощении «Щелкунчика» именно Чайковского, я хотел выразить свое, личное понимание его гениальной музыки. Говоря иначе, я решил всецело довериться композитору, его партитуре. И потому после премьеры мог сказать – я просто слушал музыку и шел за ней». Этот спектакль стал одной из визитных карточек Большого. Более ста раз он был показан на гастролях театра в разных странах мира, неоднократно записывался и транслировался. Уже более пятидесяти лет идет «Щелкунчик» Григоровича на сцене Большого театра – и каждый раз с неизменным успехом.


Вся программа фестиваля