Большой балет выступил на VII Международном фестивале балета «Мариинский» и понравился публике и критике

17.04.2007

Большой — всегда большой

Труппа Большого театра неизменно привозит в наш город что-то новое, включенное в репертуар за последние сезоны. На сей раз в рамках фестиваля «Мариинский» она показала хореографический триптих, состоящий из работ разных балетмейстеров: художественного руководителя труппы Алексея Ратманского, англичанина Кристофера Уилдона (ставшего, впрочем, значительной фигурой и американского балета) и американки Твайлы Тарп, чье имя давно стало легендой современной хореографии. Несмотря на различие творческих почерков, в этих одноактных спектаклях есть нечто общее — расчет на молодые силы труппы, динамика и стремительность темпов музыки, творческая дерзость в решении хореографических задач.

«Игра в карты» Алексея Ратманского на музыку Игоря Стравинского решена как азартное состязание исполнителей: танцовщики-карты складываются в неожиданные комбинации, рассыпаются от коварного хода соперника или проделки шулера, карточные домики возникают и рушатся. Но пыл игроков не остывает: игру нужно продолжать, биться за победу до конца. Взлетают в воздух валеты и короли, кружатся в стремительных турах дамы, в высоких поддержках утверждаются и низвергаются козыри. Из знакомых движений классического танца хореограф создает калейдоскоп сочетаний — неожиданных и красивых.

В балете «Милосердные» Кристофер Уилдон уводит нас в мир готического романа, загадочные и торжественные ритмы музыки Арво Пярта. Здесь ритм и напряжение скрыты, лишь иногда они выплескиваются, словно пылкие признания в любви или крики отчаяния. А над всем царит фигура Серебряного рыцаря, сурового идальго в исполнении Дмитрия Гуданова, уже ставшего любимцем петербургской публики. Удивительно красивы ансамблевые группы танцовщиков, высвеченные контражуром и напоминающие старинную вязь готического письма.

Безудержное веселье наполняет балет Твайлы Тарп «В комнате наверху» на музыку Филиппа Гласа. Для определения темпа спектакля подходит лишь одно слово — бешеный. Танцующие группы сменяют друг друга, не давая зрителю и секунды передохнуть. Само название балета вызывает улыбку: если бы такое буйство танца происходило в комнате наверху, то, вне сомнений, потолок провалился бы. Техника исполнителей поразительна — отточенная, наполненная ликованием. Исполнители прекрасны все — молодые, увлеченные, талантливые.

Спектакли москвичей стали праздником танца. Что и говорить, Большой театр России, он и есть большой — таков его стиль, широта танца и репертуара, постоянный поиск нового и радость открытий.
Игорь Ступников
, «Санкт-Петербургские ведомости», 19.4.2007.

Как в свое время Москва стремилась увидеть мариинскую программу балетов Форсайта, так, надо думать, сейчас питерские балетоманы сгорают от любопытства, как Большой освоил постановку другой легенды балета XX века — Твайлы Тарп.
«Среди тринадцати исполнителей, отважно ринувшихся на штурм балета, противоречившего всему, чему их учили с пеленок, есть настоящие герои. Наталья Осипова, с наслаждением вгрызающаяся в американский сленг,— ее запредельные прыжки и залихватские поддержки перекрывают все мировые рекорды; Андрей Меркурьев, отточивший современное произношение в форсайтовских балетах Мариинского театра; Марианна Рыжкина, справляющаяся с диким темпом дуэтов с такой непринужденностью, будто танцует какое-нибудь затрепанное „Пламя Парижа“; Елена Андриенко и Екатерина Крысанова — женская двойка „бомбометательниц“, прозванных так самой Твайлой Тарп за чудовищный напор их изуверски сложных пальцевых комбинаций». (Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 15.2.2007).

Мариинский с гордостью предъявлял поставленный специально для него балет Джона Ноймайера или Дэвида Доусона — Большой отвечает своей мировой премьерой: балетом, только что созданным для него уже ставшим всемирно известным, невзирая на молодые годы, Кристофером Уилдоном.
«Сверху, как из окна собора, в темное пространство падает рассеянный свет (Уилдон на пресс-конференции говорил о том, что именно такое ощущение — свет в соборе — дает ему музыка Пярта). Четыре пары в стилизованных средневековых костюмах, ведущих напряженные дуэты друг с другом (тени баланчинских поз; почти акробатические ломкие поддержки, эффектные „стоп-кадры“) — и наблюдающий за этими дуэтами одинокий герой, складывающийся в сосредоточенной молитве». (Анна Гордеева, «Время новостей», 15.2.2007).

Балет Алексея Ратманского «Игра в карты», принесший своему создателю третью «Золотую маску», тоже наш эксклюзив. Правда, он уже успел съездить в Лондон. Зато привез оттуда прекрасные «рекомендации».
Вот одна из них: «Просто в нокаут отправил ... балет Алексея Ратманского. Его версия „Игры в карты“ Стравинского стала настоящим взрывом потрясающих идей, а что касается их воплощения, то оно было даже еще лучше. Пятнадцать великолепных солистов (восемь мужчин, семь женщин), танец в неоклассическом стиле, бурливший энергией, великолепные ненавязчивые декорации Игоря Чапурина, хореография, вскипавшая и пузырившаяся — в соответствии с ритмами Стравинского, и танцовщики, которые сами приходили в восторг от веселья, заложенного в этом танце, и как будто нисколько не заботились о том, чтобы не разойтись с этой полной драйва партитурой и не ошибиться, выполняя столь изобретательные и энергичные движения. Это был настоящий фейерверк (с блеском подлинного мастерства в каждой вспышке), высветивший артистизм Большого. И, откровенно говоря, самая восхитительная из всех русских постановок, которые я видел за последние двадцать лет». (Клемент Крисп, «Файнэншл таймс», 16.8.2006).

17 апреля 2007 г.
Три одноактных балета
«Игра в карты»
Хореография Алексея Ратманского
Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анастасия Куркова, Светлана Лунькина, Наталья Осипова, Анна Леонова, Анастасия Яценко; Антон Савичев, Ян Годовский, Евгений Головин, Морихиро Ивата, Вячеслав Лопатин, Денис Медведев, Денис Савин, Егор Хромушин

Misericordes
Хореография Кристофера Уилдона
Дмитрий Гуданов, Светлана Лунькина, Руслан Скворцов, Мария Александрова, Юрий Клевцов, Анастасия Яценко, Вячеслав Лопатин, Анна Ребецкая, Ян Годовский

«В комнате наверху»
Хореография Твайлы Тарп
Марианна Рыжкина, Елена андриенко, Екатерина Крысанова, Екатерина Шипулина, Наталья Осипова, Анна Никулина, Нурия Нагимова; Андрей Меркурьев, Денис Медведев, Ян Годовский, Денис Савин, Антон Савичев, Алеександр Смольянинов

18 апреля
«Баядерка» (спектакль Мариинского театра)
«Свой» человек в Мариинском театре и наш премьер Николай Цискаридзе исполнит одну из своих коронных партий — партию Солора в «Баядерке».
Наша прима Мария Александрова в свою очередь выступит в одной из лучших своих партий — Гамзатти.
А Никию танцует Ульяна Лопаткина (именно в этой партии она выступила в свое время на сцене Большого театра после того, как была объявлена в Москве «Божественной»). В конце лета она обещает преподнести собственный сюрприз московской публике, но об этом будет объявлено особо.

20 апреля
«Дон Кихот» (спектакль Мариинского театра)
Наталья Осипова так прославилась уже в Москве и разных странах в балете «Дон Кихот», что получила приглашение выступить в партии Китри в спектакле Мариинского театра с недавно возведенным в ранг премьера Леонидом Сарафановым.