«Травиата»: парад звезд

05.05.2021

С 5 по 9 мая на Исторической сцене пройдут представления оперы «Травиата», одного из самых популярных шедевров Джузеппе Верди. Впервые «Травиата» появилась на афишах Большого в 1858 году и с тех пор ни разу надолго не исчезала. Нынешняя постановка – работа знаменитой Франчески Замбелло, трехкратного лауреата престижной премии Лоуренса Оливье и автора более ста спектаклей, которые идут по всему миру. В ее режиссерской карьере это пятая «Травиата» (и третья постановка в Большом). Спектакль создавался для Исторической сцены, только открывшейся после реконструкции в 2012 году, и до сих пор является украшением нашего репертуара. По общему мнению, он и по прошествии ряда лет выглядит на редкость свежим и новым.

«…каждый последующий вариант постановки, как правило, лучше предыдущего. Этот эффект я называю синдромом «великой живописи». Еще и еще раз, вглядываясь в картину, открываешь для себя что-то ранее незамеченное. И художники, композиторы постепенно становятся твоими друзьями».
(Франческа Замбелло о «Травиате» в Большом)

Главным событием майских представлений станет выступление на нашей сцене выдающегося оперного певца Пласидо Доминго в партии Жоржа Жермона. С «Травиатой» связан один из его личных рекордов – в этом спектакле Доминго выходит на сцену уже 60 лет! В девятнадцать он спел небольшую партию Гастона, в следующем 1961 году исполнил свою первую в жизни главную оперную партию – Альфреда Жермона. Для своего дирижерского дебюта, который состоялся в Нью-Йорк Сити Опере (в сезоне 1973/74) Доминго вновь выбирает «Травиату». А после перехода на баритоновый репертуар с триумфальным успехом исполняет партию Жермона-отца. Его интерпретация покорила слушателей Метрополитен-оперы, Оперы Лос-Анджелеса, Баварской и Венской опер, Королевской оперы Ковент-Гарден и театра Ла Скала в Милане, овациями были встречены его выступления в Мариинском театре, на фестивалях в Арена ди Верона и Флорентийский музыкальный май. Недавние спектакли в Берлинской государственной опере произвели настоящий фурор:
«…Снова и снова своей безукоризненной техникой и чувством стиля он приводит слушателей в состояние безграничного восторга. Шквал аплодисментов обрушился уже после его дуэта с Виолеттой, по окончании «Di provenza il mar, il sol» он стал только громче и еще продолжительнее, свидетельствуя о несравненном мастерстве Доминго, его даре очаровывать аудиторию и создавать даже из маленьких фрагментов большой Спектакль». (OperaGazet, 17.01.2020)

Во всех ведущих партиях выступят звезды мировой оперы. Одна из блистательных Виолетт нашего времени, Ирина Лунгу сделала впечатляющую карьеру на многих оперных сценах мира. В 2007 г. она впервые выступила в партии Виолетты Валери на сцене театра Ла Скала. И с тех пор спела ее более 130 раз – в Риме, Венеции, Неаполе и Турине, Париже, Вене, Мадриде, Цюрихе, Берлине и Гамбурге, Токио и Сеуле. В 2017 году ее «мерцающее сопрано» звучало в стенах Большого: «…то, с каким вокальным изяществом, с каким истинно актерским, драматически чувственным перевоплощением певица смогла создать в нашем спектакле психологически цельный и емкий образ главной героини, вызывает восхищение!» (20.11.2017, belcanto.ru).
«Сияющий, цветущий голос» – «рекомендует» ее газета «The New York Times».
«Неотразимая актриса», «убедительна во всех отношениях», – дополняет венская «Der Neue Merker».

Артуро Чакон-Крус после блестящей победы на международном конкурсе «Опералия» в 2005 году стал широко известен не только на родине в Мексике, но и в США, где выступил на сценах главных оперных домов – в Вашингтонской национальной опере, Опере Сан-Франциско, Операх Лос-Анджелеса и Хьюстона. С равным успехом его творческая карьера разворачивается и на крупнейших европейских площадках – театрах Ла Скала в Милане, Реал в Мадриде, Лисеу в Барселоне, Театре ан дер Вин и Берлинской государственной опере, Арене ди Верона. В 2012 г. певец дебютировал в Большом театре – как раз в партии Альфреда, одной из ключевых в его репертуаре, который насчитывает более пятидесяти сочинений от Беллини и Доницетти до Верди и Пуччини.

Партию Виолетты вновь на нашей сцене поет Зузана Маркова. Помимо Большого в этой роли она выступала в театрах Комунале во Флоренции, Массимо в Палермо, Лирическом театре в Кальяри, Берлинской государственной опере, в Марселе и Атланте. Ее появление в постановке Саймона Стоуна на сцене Парижской национальной оперы пресса назвала «открытием», особо отметив «превосходную технику» и «токую актерскую игру».

«Идеальным Альфредом» по единодушному мнению критики является Маттео Липпи. Первое же выступление в «Травиате» на сцене театра Ла Фениче (Венеция, 2015, режиссер-постановщик Роберт Карсен) принесло певцу любовь и признание меломанов, так что он и по сей день поет в этом спектакле. С большим успехом выступает на сценах Королевской Датской оперы (Копенгаген), Норвежской национальной оперы (Осло), театрах Флоренции и Модены. В Большом Маттео Липпи исполняет партии Альфреда («Травиата») и Рудольфа («Богема»).

Альфред Жермон — одна из центральных партий в репертуаре Липарита Аветисяна. Серия значимых дебютов певца состоялась в Королевской опере Ковент-Гарден и Сиднейской опере, Австралия. На сцене Большого театра он выступал в 2017 году, а после пел в постановках Дрезденской Земпер-оперы, Берлинской и Гамбургской государственных опер.

Василий Ладюк – частый гость на нашей сцене. В Большом он исполняет обширный репертуар, а партию Жоржа Жермона пел на премьере «Травиаты» в 2012 году.

В главных партиях выступят ведущие солисты Большого – Динара Алиева (Виолетта) и Эльчин Азизов (Жорж Жермон).

Впервые за дирижерский пультом в «Травиате» – маэстро Кери-Линн Уилсон. Признанный интерпретатор итальянской музыки XIX века, в Большом она дирижирует операми Верди и Пуччини – «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Богема», «Манон Леско», а также «Иолантой» П. Чайковского. Г-жа Уилсон сотрудничает со многими престижными симфоническими коллективами, в числе которых Лос-Анджелесский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Баварского радио, востребована в крупнейших театрах мира, среди них Королевская опера Ковент-Гарден, Венская и Баварская государственные оперы. В январе 2021 года дебютировала на Зальцбургском фестивале, продирижировав концертом-открытием «Моцартовских недель».

Подробнее о составах по датам