Доминго в Большом

21.10.2020

Впервые в Большом дирижирует Пласидо Доминго: 21 октября, Историческая сцена, «Манон Леско», одно-единственное представление!

Выбор названия для дебюта в Большом отнюдь не случаен: вся жизнь маэстро связана с этой оперой. Признанный исполнитель партии Кавалера де Грие, Пласидо Доминго дебютировал в ней более полувека назад. Первый спектакль молодому тенору (на тот момент ему было двадцать семь лет) посчастливилось петь в США с великой Ренатой Тебальди. Еще два года спустя он выступил на фестивале Арена ди Верона вместе с «королевой» веризма Магдой Оливеро, отозвавшейся о молодом певце как о представителе «высшей вокальной культуры». Неудивительно, что этот «представитель», чья карьера и культура стремительно набирали обороты, и в дальнейшем пел преимущественно с исключительными Манон. К вящей радости меломанов, эти спектакли живут не только в памяти очевидцев. Записаны спектакли – с Монтсеррат Кабалье (студийная запись, EMI Classics, винил, 1971 г.), Ренатой Скотто (Метрополитен-опера, Deutsche Grammophon, DVD, 1980 г.), Кири Те Канава (видеозапись спектакля Королевской оперы Ковент-Гарден, Kultur Video, 1984 г.), Миреллой Френи (Королевская опера Ковент-Гарден и оркестр «Филармония», Deutsche Grammophon, CD, премия «Грэмми»-1985).

Дирижировать «Манон Леско» Доминго начал в 2007 г. в Вашингтонской национальной опере, имея уже огромный опыт вокального исполнительства. В 2014 г. несколько представлений провел во Дворце изящных искусств в Валенсии (в главных партиях были заняты Анна Мария Мартинес и Андреа Бочелли, запись осуществлена фирмой Decca).

В своем интервью известному американскому писателю и журналисту Стадсу Теркелю Доминго объяснил, почему он так выделяет эту оперу из всех шедевров Пуччини: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» – сочинения уже признанного, большого мастера. Но «Манон Леско» – всего третья его опера. Представьте, она создавалась малоизвестным автором после «Эдгара» и «Виллис», которые оказались не очень-то успешными. Поэтому от «Манон» зависело его будущее как композитора. Мне кажется, он вложил в эти мелодии все свое вдохновение… и это такие мелодии! и такое их разнообразие! Пуччини никогда больше в своей жизни не создавал их в таком количестве ни для одной оперы. Когда он сочинял «Манон», он всем рисковал, все ставил на карту. Ему просто необходимо было завоевать своей музыкой мир, убедить в своем таланте издателей. Он писал спонтанно и вдохновенно…» (Studs Terkel Radio Archive).

Поэтичная, непритязательная поначалу история, перерастающая как-то вдруг в захватывающую психологическую драму. Музыка, пленяющая изумительными, широкого дыхания мелодиями. Спектакль Большого – результат успешного сотрудничества маститого театрального режиссера Адольфа Шапиро и Марии Трегубовой, молодого, но уже известного сценографа. Это одно из самых привлекательных названий в нашей афише. Впервые в своей истории взявшись за постановку оперы «Манон Леско», Большой пригласил выступить на премьере, открывавшей сезон 2016/17, прославленную звездную пару – Анну Нетребко (она пела в спектакле Большого впервые!) и Юсифа Эйвазова. Один из первых спектаклей транслировался на канале «Культура», что обеспечило «Манон» широкий резонанс. Национальная театральная премия «Золотая маска» также не осталась в стороне. Жюри отдало постановке сразу пять премий, отметив «Манон Леско» как лучший спектакль года, работу режиссера и художника в музыкальном театре, лучшую женскую роль, мужскую роль и особо – это уже шестая, специальная премия – дуэт этих лучших артистов, то есть опять-таки Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова.
21 октября центральные партии исполнят ведущие солисты Большого Анна Нечаева (Манон), Олег Долгов (Кавалер де Грие) и Эльчин Азизов (Сержант Леско).