Государственная академическая симфоническая капелла России в Большом театре

11.09.2013

День премьеры отечественной героико-трагической (определение автора) оперы «Жизнь за Царя» в Петербурге — 9 декабря (27 ноября) 1836 г. — стал для России поистине историческим. «С оперою Глинки, — писал современник композитора Владимир Одоевский, — является ... новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Первая русская опера без разговорных диалогов, целиком основанная на музыкально-драматическом развитии; первое произведение, в котором национальное русское начало раскрылось не в привычном, комически-бытовом обличьи, но в возвышенном, трагическом жанре (по словам того же Одоевского, Глинка «впервые возвысил народный напев до трагедии») — «Жизнь за царя» стала краеугольным камнем отечественной музыкальной культуры.

В 1842 г., более 170 лет назад, опера была поставлена в Большом театре и с тех пор, за исключением послереволюционных десятилетий, не сходила с его сцены. В советские годы она была восстановлена с названием «Иван Сусанин» и новым, «исправленным» либретто Сергея Городецкого. В измененном виде опера выдержала две постановки — в 1939 г. (режиссер Борис Мордвинов) и 1945 г. (режиссер Леонид Баратов). В 1988 г. в новой постановке Николая Кузнецова шедевру Глинки было возвращено историческое название и первоначальное либретто, которое сохранилось и в восстановленной в 1997 г. «баратовской» версии спектакля. И вот, после очередного перерыва, «Жизнь за царя» вновь прозвучит в Большом.

Опера Глинки будет исполнена силами Государственной академической симфонической капеллы России. Этот уникальный коллектив был образован в 1991 г. путем объединения Государственного симфонического оркестра министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного Камерного хора СССР под управлением Валерия Полянского. Ученик и преемник Г. Рождественского, народный артист России, профессор В. Полянский руководит капеллой по настоящее время. В обширном репертуаре Капеллы, который включает произведения кантатно-ораториальных, хоровых, симфонических и концертных жанров, важное место занимают оперы. На концертах Капеллы прозвучало более двух десятков оперных произведений, среди которых были редкие, практически не звучащие сегодня на театральных сценах Москвы сочинения русских и зарубежных авторов XVII-XX вв. («Дидона и Эней» Г. Перселла, «Луиза Миллер» и «Жанна д’Арк» Дж. Верди, «Богема» Р. Леонкавалло, «Андре Шенье» У. Джордано, «Русалка» А. Даргомыжского, «Орлеанская дева» П. Чайковского, «Соловей» И. Стравинского, «Сказание о граде Китеже» С. Василенко, «Сестра Беатриса» А. Гречанинова).

В исполнении оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, приуроченному к 400-летию царского дома Романовых (именно первого Романова — Михаила Федоровича — спас в 1613 г. Иван Сусанин, погибнув с отрядом поляков в костромских болотах), примут участие известные солисты московских театров. Партию Сусанина исполнит солист театра «Геликон-опера» Михаил Гужов. В партии Собинина — солист театра Новая опера и приглашенный артист Большого театра Олег Долгов. Лауреат международного конкурса Анастасия Привознова исполнит партию Антониды, а молодая солистка музыкального театра им. К.Станиславского и В. Немировича-Данченко Ксения Дудникова — партию Вани.

Борис Мукосей