«Лики Рахманинова». ГАБТ в ММДМ

31.03.2013

Сергей Рахманинов (1873-1943)

«Франческа
да Римини»

Опера в двух картинах с прологом и эпилогом, соч. 25
Либретто М. Чайковского на сюжет V песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте
(концертное исполнение)

Действующие лица и исполнители:
Ланчотто Малатеста — Дмитрий Белосельский (бас)
Паоло — Всеволод Гривнов (тенор)
Франческа — Анна Аглатова (сопрано)
Данте — Алексей Стражевич (тенор)
Тень Вергилия — Николай Казанский (бас)

Хор и симфонический оркестр Большого театра
Дирижер — Василий Синайский

«Рапсодия на тему Паганини»
для фортепиано с оркестром, соч. 43

Солист — Кирилл Герштейн

Два этюда-картины (переложение для оркестра О. Респиги)
соч. 33 № 4 Ми-бемоль мажор
соч. 39 № 2 ля минор

Симфонический оркестр Большого театра
Дирижер — Василий Синайский

«Музыка должна идти от сердца»
С. Рахманинов
В 1904 г. Рахманинов принял предложение стать дирижером московского Большого театра. Два сезона, в течение которых он стоял за пультом оркестра Большого, были отмечены не только новыми постановками и яркими прочтениями классики, но и премьерами двух опер самого Рахманинова — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».

В 1898 г. Рахманинов получил от Модеста Чайковского большое, пятиактное либретто (по-видимому, оно было написано им ранее для брата, также интересовавшегося этим сюжетом, но Петр Ильич избрал жанр симфонической фантазии). Рахманинов пожелал, чтобы в тексте были произведены изменения и сокращения, однако ему почти ничего не удалось добиться от либреттиста и пришлось самому довести либретто до соответствия своему замыслу.

К интенсивной работе над оперой Рахманинов приступил летом 1904 г., непосредственно перед вступлением в дирижерскую должность. Он рассчитывал на то, что будут петь Нежданова и Шаляпин, которые, увы, от участия в премьере отказались (впрочем, исполнение главных партий Надеждой Салиной, Антоном Боначичем и Георгием Баклановым вызвало восхищение как публики, так и самого автора). Состоявшаяся в 1906 г. премьера была успешной, однако после ухода Рахманинова из Большого театра «Франческа» была снята с репертуара, шесть лет спустя ее на короткий срок возобновили, после чего она снова на долгие годы исчезла из репертуара.

Несколько раз оперу ставил и возобновлял на сцене Большого театра Борис Покровский (в 1956, 1973 и 1998 гг.), однако сценическая судьба «Франчески да Римини» до сих пор остается незавидной. Возможно, концертное исполнение позволит глубже оценить наиболее яркие стороны рахманиновской оперы — остроту трагического конфликта в сочетании с лаконичностью, сжатостью драматургии, выразительность и разнообразие вокального стиля и, пожалуй, самое главное ее качество — подлинный симфонизм, объединяющий картины и отдельные сольные или ансамблевые фрагменты в единый поток музыкального развития.

В исполнении оперы примут участие ведущие певцы Большого театра. В заглавной партии выступит лауреат молодежной премии «Триумф» Анна Аглатова, показавшая себя яркой исполнительницей героинь самого разного плана. Ланчотто Малатеста поет один из ведущих басов Большого заслуженный артист России Дмитрий Белосельский, уже выступавший в этой партии под управлением Василия Синайского в Вене. В партии Паоло занят Всеволод Гривнов, с успехом исполняющий ведущие партии тенорового репертуара на многих русских и зарубежных сценах. В партию Тени Вергилия — Николай Казанский, признанный интерпретатор характерных и драматических ролей. Партию Данте исполняет участник Молодежной оперной программы театра Алексей Стражевич.

«Рапсодия на тему Паганини» была написана на вилле Сенар в летние месяцы 1934 г. В обращении Рахманинова к знаменитому 24-му капрису Паганини, вдохновлявшему многих композиторов прошлого, возможно, сыграла роль дружба с выдающимся скрипачом Фрицем Крейслером, с которым он в те годы неоднократно вместе выступал.

Когда Михаил Фокин хотел воплотить «Рапсодию» в балете и обсуждал эту идею с Рахманиновым, композитор сам обрисовал основную сюжетную линию, откликнувшись следующим образом: «Не оживить ли легенду о Паганини, продавшем душу нечистой силе за совершенство в искусстве, а также за женщину?» Безусловно, музыкальный замысел допускал подобную трактовку — роль антитезы к теме Паганини в «Рапсодии» играет мотив «Dies irae», средневековая «секвенция» о Страшном суде, в европейской музыке связанная с символикой ада и смерти.

Балетный вариант «Рапсодии на тему Паганини» подтвердил свое право на существование (причем в самых разных хореографических интерпретациях). Между тем, она остается одним из популярнейших концертных произведений Рахманинова и по праву может считаться его Пятым фортепианным концертом. Тема Художника — творца и виртуоза, обуреваемого внутренними соблазнами и окруженного любопытством и завистью толпы, воплощена в ней без излишнего романтического пафоса, но с потрясающей образной силой.

Солистом в «Рапсодии на тему Паганини» выступит известный пианист Кирилл Герштейн (Россия — США), лауреат I премии международного конкурса им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве (2011 г.), обладатель премии Гилмора и международной премии им. А. Фишера (2010 г.), профессор Высшей музыкальной школы Штутгарта. Его концерты проходят на самых знаменитых сценах мира (Карнеги-холл в Нью-Йорке, Альберт-холл в Лондоне, Гевандхауз в Лейпциге, Тонхалле в Цюрихе) с участием крупнейших американских и европейских оркестров.

Оркестровая редакция пяти этюдов-картин Рахманинова была выполнена итальянским композитором Отторино Респиги (учившемся в том числе и у Н. Римского-Корсакова) в 1930 г., по заказу дирижера Сергея Кусевицкого. Рахманинов сам отбирал пьесы из двух опусов для своеобразной симфонической сюиты и передал Респиги их «скрытые» программные заголовки. Так, этюд-картина Ми-бемоль мажор (соч. 33 № 4), по словам композитора, связана с образами ярмарки, ля минор (соч. 39 № 2) изображает море и парящих над ним чаек. Разумеется, музыка Рахманинова остается шире конкретных ассоциаций, что уловил и Респиги, представивший свое, весьма своеобразное видение этих сочинений.

Борис Мукосей

P.S. 23 марта в рамках того же фестиваля в ММДМ состоится концерт участников Молодежной оперной программы Большого, которые исполнят романсы С. Рахманинова.