Вернулись Аполлон и музы

01.03.2011

Согласно проекту Альберта Кавоса, в 1853-56 гг. руководившего восстановлением сгоревшего здания театра, в центральной части потолка зрительного зала было сделано отверстие, служившее для вытяжки дыма и копоти, производимыми свечами и масляными лампами. Зимой через это отверстие в помещение проникал холодный воздух. А летом оно «собирало» влагу, скапливающуюся на живописном холсте. Неудивительно, что первую реставрацию росписей «Аполлон и музы» пришлось сделать всего через несколько лет после того, как открылось здание театра. В ходе одной из подобных реставраций — она была приурочена к торжествам по случаю помазания на царство Николая II — художники, в ней участвовавшие, переписали часть росписей в модном тогда стиле модерн.

В 30-х годах прошлого столетия в театре установили приточно-вытяжную вентиляцию, вследствие чего в зрительном зале резко изменился микроклимат. Плафон начал стремительно разрушаться. А предпринятые попытки отреставрировать его только привели к обратному результату, поскольку проводились без предварительных исследований и, самое главное, не устраняли самих причин деформации. В 1939 г. эксперты, проведшие обследование плафона «Аполлон и музы», пришли к неутешительному выводу: живопись пришла в полную негодность! Так в начале 40-х гг. встает вопрос о необходимости замены старого плафона на новые росписи.

Советское правительство приняло решение заменить античные мотивы росписей на идеологически более выдержанные. Был объявлен конкурс на создание нового плафона для зрительного зала Большого театра, росписи которого должны были отвечать теме «Апофеоз искусств народов СССР». «Соревновались» крупнейшие мастера советского монументального искусства — но началась война, и ни один из конкурсных проектов так и не был реализован.

Осенью и зимой 1941 г., когда шли бои под Москвой, братья Александр и Павел Корины провели кропотливую реставрацию живописного холста. Вместе с ними восстановлением «Аполлона и муз» занимался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, разработавший в СССР основы научной реставрации и консервации памятников искусств. Реставрация велась в сложнейших условиях, часто при очень низкой температуре. К тому же, воздушные тревоги вынуждали реставраторов по несколько раз в день спускаться с высоких лесов в бомбоубежище. Благодаря их терпению и самоотверженному труду живопись плафона была спасена.

Несмотря на трудности военного времени реставрация плафона была проведена столь качественно, что живопись в течение последующих семнадцати лет находилась в приличном состоянии. Но вместе с тем основную причину деформации холста — губительный для росписей микроклимат — удалось устранить лишь в 1958 г., когда Большой театр был оснащен системой кондиционирования. После этого под руководством Павла Корина была проведена — на основе прежней методики — повторная реставрация плафона.

Последний раз реставрационные работы живописи плафона зрительного зала проводились накануне двухсотлетнего юбилея театра, отмечавшегося в 1975 г. За прошедшие с тех пор тридцать пять лет плафон сильно обветшал. Его натурное обследование, проведенное в 2009 г., показало, что состояние живописи находится в неудовлетворительном состоянии. Были обнаружены многочисленные вздутия и шелушение красочного слоя. В процессе предыдущих реставраций был вырезан и заменен на новый фоновой холст вокруг фигур муз и Аполлона. Поверх холста местами лежали поздние слои шпатлевки. На красочном слое наблюдались поверхностные загрязнения в виде копоти и пыли.

В июне прошлого года были начаты реставрационные работы. Для восстановления акустических свойств деки со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, вместе с тщательной шлифовкой и заделкой швов между щитами, на которые потом и было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепляли красочный слой плафона, устраняли провисания и прорывы холста. Были удалены реставрационные вставки на фоновых частях композиций с изображениями муз. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями специального защитного лака. Для придания холсту влагостойкости на покрытую лаком поверхность нанесли еще один слой лака, в который был добавлен воск.

В конце февраля восстановление живописи плафона было завершено. Специально созданная комиссия с участием представителей Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), Комитета по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) приняла работу, высоко оценив качество проведенной реставрации. Таким образом, мы можем говорить об окончании очередного важного этапа восстановления исторических интерьеров Большого театра, — сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.