Эцио Фриджерио

Биография

Один из самых выдающихся сценографов наших дней. Родился в 1930 г. в г. Эрбе (Италия, провинция Комо). Изучал архитектуру в Политехническом институте Милана, посещал миланскую Академию изящных искусств Брера. В 1955 г. познакомился с Джорджо Стрелером и в качестве художника по костюмам начал сотрудничать с основанным Стрелером театром Пикколо ди Милано. Первыми совместными работами Стрелера и Фриджерио стали "Дом Бернарды Альбы" Ф. Г.Лорки (1955 г.) и "Трехгрошовая опера" Б. Брехта (1956 г.). В 1955 г. создал костюмы к опере "Тайный брак" Д. Чимарозы - этой постановкой Стрелера открылся театр Пиккола Ла Скала - филиал всемирно известного оперного театра.


С 1960 г. становится постоянным художником Стрелера. Создал декорации и костюмы ко многим знаменитым его спектаклям, среди которых "Горные великаны" Л. Пиранделло (1966 г.), "Святая Иоанна скотобоен" Б. Брехта (1970 г.), "Король Лир" У. Шекспира (1972 г.), "Гроза" А. Стриндберга (1980 г.), "Слуга двух господ" К. Гольдони (1973 г., сценография возобновлена в 1987 г.), "Иллюзия" П. Корнеля (1984 г.), "Великая магия" Э. Де Филиппо (1985 г.), "Остров рабов" П. Мариво (1994 г.).

Сотрудничал с именитыми режиссерами, в том числе Нурией Эсперт ("Дом Бернарды Альбы", Лондон, 1987 г.), Роже Планшоном ("Скупой" Ж. Б.Мольера, Париж, 1988 г.), Андреем Кончаловским ("Чайка" А. Чехова, Париж, 1988 г.), Марко Шаккалугой ("Физики" Ф. Дюрренматта, Женева, 1990 г.).

Прорывом в развитии современной сценографии стали его работы в области музыкального театра. Осуществленные Фриджерио вместе с Джорджо Стрелером постановки опер "Симон Бокканегра" (1971 г.) и "Фальстаф" (1980 г.) Дж. Верди, "Лоэнгрин" Р. Вагнера (1981 г.), "Свадьба Фигаро" (1973 г.), "Дон Жуан" (1987 г.) и "Так поступают все женщины" В.А. Моцарта (1998 г., последний спектакль Стрелера) получили мировое признание и стали классикой оперного театра ХХ века (все поставлены в Ла Скала, за исключением "Свадьбы Фигаро" 73-го г. - это была постановка Парижской национальной оперы).

С Эдуардо Де Филиппо поставил на Эдинбургском фестивале оперу "Дон Паскуале" Г. Доницетти (1963 г.), с Лукой Ронкони в Ла Скала "Эрнани" Дж. Верди (1982 г.), с Лилианой Кавани в Парижской опере "Медею" Л. Керубини (1986 г.), с Нурией Эсперт в театре ла Монне в Брюсселе "Электру" Р. Штрауса (1987 г.), с Вернером Херцогом «Фиделио» Л. ван Бетховена в театре Ла Скала (1999 г.), с Андреем Кончаловским "Бал-маскарад" Дж. Верди в Мариинском театре (премьера в рамках Фестиваля Верди в Парме, Италия, 2001 г.). Оформлял оперные постановки в нью-йоркской Метрополитен-опере, лондонском театре Ковент-Гарден, Шотландской опере, барселонском театре Лисео, театре Сарсуэла в Мадриде, Опере Сан-Франциско и др., на Зальцбургском фестивале.

Создал сценографию для многих знаменитых балетных спектаклей. Оформлял постановки Ролана Пети ("Коппелия" Л. Делиба, Балет Марселя, премьера в Париже, 1975 г.; "Щелкунчик" П. Чайковского, Балет Марселя, премьера в Париже, 1976 г.; "Канкан" на музыку К. Портера, Балет Марселя, премьера на Бродвее, Нью-Йорк, 1981 г.), редакции Рудольфа Нуреева балетов "Лебединое озеро" (1984 г.) и "Спящая красавица" П. Чайковского (1989 г.), "Баядерка" Л. Минкуса (1992 г.) в Парижской опере, а также поставленный им балет "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева (Лондонский фестиваль-балет/ныне Английский национальный балет, 1977 г.; Ла Скала, 1979 г.; Парижская опера, 1984 г.).

В 60-е годы начал активно работать в кинематографе. Сотрудничал с крупнейшими режиссерами итальянского и европейского кино, среди которых Витторио Де Сика ("Затворники Альтоны"; 1962 г., "Вчера, сегодня, завтра"; 1963 г.; "Бум"; 1963 г.), Лилианой Кавани ("Франциск Ассизский"; 1966 г.; "Галилео"; 1968 г.; "Каннибалы"; 1970 г.), Бернардо Бертолуччи ("1900"/"Двадцатый век"; 1976 г.), Жаном-Полем Рапно ("Сирано де Бержерак"; 1990 г.), Фолькером Шлендорфом ("Лесной царь"; 1996 г,), Мауро Болоньини, Франко Росси, Ренато Кастеллани и др.
"Спящую красавицу" в редакции Юрия Григоровича оформил в генуэском театре Карло Феличе (1996 г.) и Большом театре Варшавы (1997 г.).

Автор надгробного памятника Рудольфу Нурееву (Сен-Женевьев-де-Буа).

В 1972 г. сделал свой первый спектакль в сотрудничестве со своей будущей женой Франкой Скуарчапино - "Короля Лира" У. Шекспира (постановка Дж. Стрелера в Пикколо театре). С тех пор часто работают вместе - он в качестве сценографа, она - художника по костюмам.

В Большом театре шли два спектакля с его сценографией - балет "Сирано де Бержерак" М. Констана (премьера в Большом в 1988 г., хореография Ролана Пети) и опера "Фальстаф" Дж. Верди (премьера в Большом в 2005 г., постановка Дж. Стрелера).