Семен Пастух

Биография

Родился в 1951 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Санкт-петербургская государственная академия театрального искусства). С 1980 г. по 91-й занимал пост главного художника Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (ныне Санкт-Петербургский академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского - Михайловский театр), где оформил оперы «Мария Стюарт» С. Слонимского (1981 г., мировая премьера, в 1983 г. спектакль получил Государственную премию России), «Пиковая дама» (1982 г.), «Иоланта» (1984 г.) и «Евгений Онегин» (1985 г.) П. Чайковского, «Укрощение строптивой» В. Шебалина (1983 г.), «Борис Годунов» (1987 г. ) и «Хованщина» (1988 г.) М. Мусоргского, «Братья Карамазовы» А. Холминова (1990 г., мировая премьера).

С 1992 г. живет и работает в Нью-Йорке.

Оформил более 200 постановок в музыкальных и драматических театрах. В том числе в Пермском академическом театре оперы и балета имени П. И.Чайковского («Семь красавиц» К. Караева в постановке Вахапжана Салимбаева, «Мастер и Маргарита» на сборную музыку в постановке Давида Авдыша), Репертуарном театре Индианаполиса («Вишневый сад» А. Чехова, «Улица ангела» П. Хамильтона), Софийской национальной опере («Шопениана», «Сильфида» и другие балеты), Государственном академическом театре балета Бориса Эйфмана («Реквием» на музыку В.А. Моцарта), Балете Индианаполиса («Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жар-птица» И. Стравинского в постановке артдиректора труппы Эльдара Алиева, «Интерзона» в постановке Владимира Ангелова, «Жизель» А. Адана), в Сеуле во Всемирном балете/ Universal Ballet Company («Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова, «Жизель», «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке артдиректора труппы Олега Виноградова), в Нью-Йорке в Американском театре балета («На Днепре» С. Прокофьева), Норвежском национальном театре в Осло («Братья Карамазовы» Ф. Достоевского), московском театре Новая опера («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Саратовском академическом театре оперы и балета («Волшебная флейта» В.А. Моцарта, премия театрального фестиваля «Золотой арлекин» в номинации «Лучшая работа художника» в 2007 г.), Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Демон» А. Рубинштейна), Михайловском театре («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Александринском театре в Санкт-Петербурге («Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М. Лермонтова и спектаклю В. Мейерхольда 1917 г., спектакль - лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2016 г.) и других.

Сотрудничал с Мариинским государственным академическим театром, в репертуаре которого в настоящее время два оформленных им оперных спектакля — «Семен Котко» С. Прокофьева (1999 г.) и «Отелло» Дж. Верди (2001 г.). За постановку «Семена Котко» был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Национальной театральной премии «Золотая маска» (2000 г.).

Как правило, работает в творческом альянсе со своей женой Галиной Соловьевой — она была художником по костюмам на большинстве его постановок.

Картины Семена Пастуха неоднократно экспонировались и в России, и за рубежом, в частности, в США, Германии, бывших Чехословакии и Югославии. Сотрудничает с галереей Итал-арт в Риме, где состоялась его персональная выставка, и галереей Грант в Нью-Йорке.

В Большом театре в качестве художника-постановщика впервые выступил в 1980 г., приняв участие в постановке балета «Гусарская баллада» Т. Хренникова (хореограф-постановщик Д. Брянцев). В 2005 г. оформил в Большом театре постановку балета «Болт» Д. Шостаковича. Эта работа в 2006 г. принесла ему еще одну «Золотую маску».