Награды

Джон Ноймайер является кавалером Ордена Федеративной Республики Германии, французских орденов «За заслуги в искусстве и литературе» (1991 г.) и Почетного Легиона (2003 г.) .
В 1987 г. Университет Маркетта в Милуоки (США) присвоил ему степень почетного доктора искусств, а Сенат «ганзейского города Гамбурга» (земли Гамбург) — звание профессора.
В 1992 г. Международный Союз деятелей хореографии с Юрием Григоровичем во главе наградил его международным балетным призом «Benois de la danse» (Москва).
В 1994 г. был награжден почетной медалью города Токио.
В 1996 г. министр культуры Республики Польши вручил ему медаль Нижинского.
В 2000 г. был удостоен Европейского приза принца Дании Генрика и медали Рыцарский крест ордена Датского флага, врученного ему лично королевой Дании Маргрете II.
В 2002 г. получил российскую Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший балетмейстер-постановщик» (сезон 2000/01) за постановку балетов «Весна и осень», «Теперь и тогда» и «Звуки пустых страниц» в Мариинском государственном академическом театре.
В 2003 г. получил высшую награду Гамбурга в области культуры — медаль за заслуги в гуманитарных науках и искусстве.
Кроме того, удостоен различных театральных призов Германии, Швеции, Японии, журналов «Дэнс мэгэзин» («Dance magazine») и «Данца и данца» («DANZA & DANZA»).
В 2006 г. был награжден за достижения в искусстве премией Нижинского (Монте-Карло, Форум танца Монако).
В 2007 г. получил звание почетного гражданина г. Гамбурга и был удостоен премии Герберта фон Караяна (вручается ежегодно в Фестивальном театре Баден-Бадена, где регулярно выступает Гамбургский балет).
В 2012 г. был награжден орденом Дружбы Российской Федерации.
2013 г. был удостоен международного балетного приза «Benois de la danse» (Москва) в почетной номинации «За жизнь в искусстве».


				
Джон Ноймайер

Биография

Родился 24 февраля 1942 г. в г. Милуоки (США), где начал учиться классическому танцу в колледже университета Маркетта под руководством Шейлы Рейли. Параллельно учился в балетной школе Бентли Стоуна и Уолтера Камрина в Чикаго и осваивал технику танца модерн, выступая в составе труппы Сибил Ширер. В 1961 г. окончил колледж, получив степень бакалавра искусств (специализация — английская литература и театр).

Желая приобщиться к европейским исполнительским традициям, отправился шлифовать свое мастерство в Копенгаген, где его педагогом стала знаменитая Вера Волкова, педагог-репетитор и консультант Королевского Датского балета (впоследствии он посвятил ей свой балет «Гамлет» на музыку М. Типпета). Школа Королевского балета Великобритании также внесла свою лепту в его образование.

Во время пребывания Ноймайера в Лондоне (1962-63 гг. ) на него обратили внимание прима-балерина Штутгартского балета Марсия Хайде и бывший премьер этой труппы Рей Барра. Следуя рекомендации Хайде, артдиректор Штутгартского балета Джон Крэнко пригласил Джона Ноймайера в свою труппу. «Штутгартский» период оказался длиной в шесть лет (1963-69 гг. ) . Ноймайер танцевал сольные партии в балетах Крэнко и продолжал свои хореографические опыты (первые свои постановки он осуществил еще в студенческие годы на сцене театра Мария университета Маркетта).

В 1969 г. Ноймайер возглавил Франкфуртский балет. Широкое признание принесли ему поставленные для этой труппы балеты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1971 г. ), «Щелкунчик» П. Чайковского (1971 г. ), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1972 г. ) .

В 1973 г. вместе с группой преданных ему артистов франкфуртской труппы Ноймайер отправляется в Гамбург возрождать балет Гамбургской государственной оперы. Его встречают в штыки, поскольку свою деятельность он начинает с самой непопулярной меры — увольняет часть артистов. Но первая же дневная лекция о балете, сопровождаемая танц-показом (ныне фирменный знак Гамбургского балета, а тогда новинка для этой труппы и ее зрителей), заставляет всех забыть о каких-либо трениях и недоверии. У балета Гамбургской оперы действительно начинается новая жизнь — вскоре эта труппа станет одной из самых известных в мире, а Ноймайера станут осыпать всевозможными почестями как в Германии, так и за ее пределами.

«У меня было смутное чувство, что Европа раскрепостит меня. Начало 60-х, когда я уезжал в Германию, — как думал, всего на год, в Америке было не лучшим временем для танца», — говорит Ноймайер. То, что судьба распорядилась так, что Джон Ноймайер оказался именно в Германии, можно рассматривать как ее вечную склонность демонстрировать свою иронию. В этой стране пальму первенства держал танец современный, а не классический. Зато «повествовательность» ноймайеровской хореографии пришлась обстоятельной немецкой публике как нельзя по вкусу. И, возможно, именно потому, что традиции классического балета здесь были не развиты, Ноймайер стал уделять такое внимание просветительской деятельности. К ней можно отнести и традиционную ежегодную серию его премьер и представлений из другого, неноймайеровского репертуара.

Эта серия неизменно заканчивается гала-концертом имени Нижинского, в котором выступают приглашенные звезды. Вечер, как правило, посвящен какой-либо теме из истории танца или какому-либо артисту (в 2003 г., например, Рудольфу Нурееву, десятилетие со дня смерти которого отмечалось в том году), а сам Ноймайер выступает с рассказом об избранном предмете. (Гала-концерт, состоявшийся в июле 2004 г., был приурочен к торжествам по случаю 30-летия пребывания Джона Ноймайера на посту директора Гамбургского балета. В нем участвовали звезды мирового балета — Диана Вишнева, Алина Кожокару, Владимир Малахов, Йохан Кобборг, Николя Ле Риш. )

Уже в 1978 г., всего через пять лет после прихода Ноймайера «к власти», он открыл школу, где обучаются будущие танцовщики Гамбургского балета.

Ноймайер не изобретает новую грамматику — он пользуется традиционным языком классического танца, что тем не менее не облегчает жизнь артистам, воспитанным на классическом репертуаре. Как бы ни была привычна лексика, освоение комбинаций «слов» требует значительных усилий. «Многонаселенные» спектакли Ноймайера всегда несут на себе печать тщательной коллективной репетиционной работы. Его пристрастие к полнометражным сюжетным балетам не означает, что сюжет является самоцелью. Ноймайеру нравится выстраивать цепь сложно развивающихся человеческих отношений, попутно философствуя на избранную тему и, то намеком, то откровенно, цитатами, вызывая реминисценции с историей балета. «Я считаю, что танец — это то, что выражает отношения — контакты, контрасты, напряжение — между людьми», — говорит Ноймайер.

Последние роли

Исполнил главную партию в собственном балете «Страсти по Матфею» на музыку И. С.Баха (1981 г. )

В 1984 г. Морис Бежар восстановил свой балет «Стулья» на музыку Р. Вагнера (по мотивам пьесы Э. Ионеско) для него и Марсии Хайде. Спектакль вошел в репертуар Штутгартского балета и неоднократно вывозился на гастроли.

«Гамбургские» балеты Джона Ноймайера

Ноймайер поставил свыше ста балетов, довольно часто сам оформлял свои постановки и выступал в качестве художника по костюмам.
Среди балетов, созданных им специально для гамбургской труппы:
на шекспировские сюжеты -
«Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети (1977 г.)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (новая версия, 1981 г.)
«Шекспировские любовники» на сборную музыку (фрагменты из балетов Дж. Ноймайера и Дж. Крэнко, 1985 г.)
«Отелло» на музыку А. Пярта, А. Шнитке и Н. Васконселос (1985 г.)
«Как вам это понравится» на музыку В. А.Моцарта (1985 г.)
«Вивальди, или что угодно» на музыку А. Вивальди (по мотивам комедии «Двенадцатая ночь, или что угодно» У. Шекспира, 1996 г.)
«Гамлет» на музыку М. Типпета (новая версия, 1997 г.)

на другие литературные и исторические сюжеты -
«Дон Кихот»
на музыку Р. Штрауса (1979 г.)
«Вацлав» на музыку И. С.Баха (1979 г.)
«Сага о короле Артуре» на музыку Я. Сибелиуса, Х. В.Хенце и С. Микуса (1982 г.)
«Пер Гюнт» А. Шнитке (1989 г.; 2015 г.)
«Одиссей» Г. Курупоса (1995 г., премьера состоялась в Афинах в зале «Мегарон»)
«Нижинский» на музыку Ф. Шопена, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова и Д. Шостаковича (2000 г.)
«Чайка» на музыку Д. Шостаковича, Э. Гленни, П. Чайковского и А. Скрябина (по мотивам одноименной пьесы А. Чехова, 2002 г.)
«Смерть в Венеции» на музыку И. С.Баха и Р. Вагнера (по мотивам одноименной новеллы Т. Манна, 2003 г.)
«Парсифаль. Эпизоды и эхо» на музыку Дж. Адамса, А. Пярта и Р. Вагнера (премьера в Баден-Бадене, 2006 г.)
«Орфей» на музыку И. Стравинского, Г. И. Ф. Бибера, П. Блегвада и Э. Партриджа (2009 г.)
«Лилиом» М. Леграна по пьесе Ф. Мольнара (2011 г.)
"Чистилище"/"Purgatorio« на песни Альмы Малер и музыку Десятой симфонии Г. Малера, 2011 г.)
«Рождественская оратория» на музыку И.С. Баха, премьера первых трех частей — Вена, 2007 г., окончательный вариант — Гамбург, 2013 г.)
«Татьяна» Л. Ауэрбах по роману «Евгений Онегин» А. Пушкина (совместная постановка с Московским академическим музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 2014 г.)

на классические и современные балетные партитуры -

«Спящая красавица» П. Чайковского (1978 г.)
«Иллюзии — как „Лебединое озеро“ на музыку „Лебединого озера“ П. Чайковского (1976 г.)
„Жизель“ А. Адана (1983 г.)
„История Золушки“ на музыку балета „Золушка“ С. Прокофьева (1992 г.)

бессюжетные, на музыку Малера, Баха и других композиторов -
„Детские сцены“ на музыку Р. Шумана (1974 г.)
„Шуман“ на музыку Р. Шумана и В. Кильмайера (1974 г.)
„Третья симфония“ на музыку Г. Малера (1975 г. )
„Песни Рюккерта“ на музыку Г. Малера (1976 г.)
„Струнный квартет до мажор Франца Шуберта“ (1977 г.)
„Songfest“ („Песенный праздник“) на музыку Л. Бернстайна (1979 г.)
„Век тревог“ на музыку Л. Бернстайна (1979 г. )
„Эскизы к Страстям по Матфею“ на музыку И. С.Баха (1980 г.)
„Страсти по Матфею“ на музыку И. С.Баха (1981 г.)
„Бах-сюита № 3“ на музыку И. С.Баха (1981 г.)
„Песни дождя“ на музыку И. Брамса (1983 г.)
„Моцарт 338“ (1984 г.)
„Шестая симфония“ на музыку Г. Малера (1984 г.)
„Пятая симфония“ на музыку Г. Малера (1989 г.)
„Реквием“ на музыку В. А.Моцарта (1991 г., премьера состоялась на Зальцбургском фестивале)
„Весна и осень“ на музыку А. Дворжака (1991 г.)
„Разрывы“ („Девятая симфония“) на музыку Г. Малера (1994 г.)
„Танцы Бернстайна“ на музыку Л. Бернстайна (1998 г. )
„Мессия“ на музыку Г. Ф.Генделя и А. Пярта (1999 г.)
„Зимний путь“ на музыку Ф. Шуберта (2001 г.)

Многие из перечисленных балетов затем были перенесены Джоном Ноймайером на другие сцены.

Среди балетов, поставленных им для других театров

Штутгартский балет
„Хайку“ на музыку К. Дебюсси (1966 г.)
„Ночь“ (Четвертая часть Третьей симфонии» на музыку Г. Малера (1974 г.)
«Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (1974 г.)
«Трамвай «Желание» на музыку С. Прокофьева и А. Шнитке (1983 г.)
«Fratres» на музыку А. Пярта (1986 г.)
«Медея» на музыку Б. Бартока, А. Шнитке, И. С.Баха и М. Галассо (1990 г.)

Франкфуртский балет
«Петрушка» И. Стравинского (1970 г.)
«Поцелуй феи» на музыку П. Чайковского (1972 г.)
«Сумерки» на музыку А. Скрябина (1972 г.)
«Дон Жуан» на музыку К. В.Глюка (1972 г.)
«Священная» («Весна священная») И. Стравинского (1972 г.)

Американский балетный театр (Нью-Йорк)
«Эпилог» («Адажиетто») на музыку Г. Малера (для Наталии Макаровой и Эрика Бруна, 1974 г.)
«Гамлет — подразумеваемое» на музыку А. Копленда (1976 г.)
«Сближаясь» на музыку Н. Рорема (1999 г. )

Балет Венской государственной оперы
«Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1977 г.)
«Петрушка» И. Стравинского (новая версия, 1982 г.)

Королевский балет Ковент Гарден (Лондон)
«Четвертая симфония Густава Малера» (1977 г.)
«Lento» на музыку Д. Шостаковича (1999 г. )

Балет Баварской государственной оперы (Мюнхен)
«Бах-сюита № 2» на музыку И. С.Баха (1980 г.)

Труппа Мориса Бежара Балет XX века (Брюссель)
Lieb’ und Leid und Welt und Traum (Любовь и печаль, весь мир и мечта) на музыку Г. Малера (1980 г.)

Королевский Шведский балет (Стокгольм)
«Тишина» на музыку Дж. Крамба (1984 г.)

Королевский Датский балет (Копенгаген)
«Гамлет» на музыку М. Типпета (1985 г.)
«1963: Yesterday» («1963: Вчера») — 1998 г.
«Танцы ко дню рождения» на музыку Л. Бернстайна (1990 г.)
«Свадебный подарок» на музыки датской хип-хоп группы "Outlandish"("Диковинная«) (по случаю помолвки кронпринца Фредерика, 2004 г.)
«Русалочка» Л. Ауэрбах (2005 г.)

Балет Немецкой оперы (Берлин)
«Единорог» на музыку Х. В.Хенце (1986 г., исполнители — Ева Евдокимова и Владимир Деревянко)

Токио-балет
«Семь хайку о луне» на музыку А. Пярта и И. С.Баха (1989 г.)
«Времена года — краски времени» на музыку К. Дебюсси, Ф. Мендельсона-Бартольди, Ф. Шуберта и др. (2000 г.)

Национальный балет Канады
«Теперь и тогда» на музыку М. Равеля (1993 г.)

Балет дрезденской Семпер-оперы
«Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1996 г.)

Балет Парижской национальной оперы
«Магнификат» на музыку И. С.Баха (1987 г., премьера состоялась на Авиньонском фестивале)
«Сильвия» Л. Делиба (1997 г.)

Практически все перечисленные балеты затем были перенесены Джоном Ноймайером на гамбургскую сцену.

Балеты Ноймайера вошли также в репертуар Цюрихского балета, Королевского Виннипегского балета, Балета Монте-Карло, Балета Нанси, Балета Филадельфии, балетной труппы Финской национальной оперы, балета Большого театра Варшавы и Большого театра Женевы и др.

Ноймайер и Россия

Ноймайер — историк балета по призванию (недаром в его постановках столько хореографических аллюзий). Привлекает его и русская балетная история, в частности, история дягилевской антрепризы. Было бы странно, если бы он не заглядывал в сегодняшний день русского балета и не интересовался состоянием русской школы. Он интересуется и активно пополняет свою весьма интернациональную труппу русскими танцовщиками. Среди премьеров Гамбургского балета — трое «наших»: Анна Поликарпова, выпускница Ленинградского хореографического училища (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета) имени А. Я.Вагановой, Александр Рябко (Киевское хореографическое училище) и Иван Урбан (Минское). И семеро «наших» артистов, окончивших как российские (и сопредельные) школы, так и зарубежные, в том числе школу Гамбургского балета, танцуют в кордебалете.

В Гамбургском балете вот уже 20 лет преподает Ирина Якобсон, вдова замечательного российского балетмейстера Леонида Якобсона (ей присвоен «титул» ответственного педагога-репетитора), вследствие чего в репертуаре труппы побывали знаменитые миниатюры, поставленные ее мужем. Одним из репетиторов является выпускник Вагановского училища и бывший солист Ленинградского Малого государственного академического театра оперы и балета (ныне театр имени М. П.Мусоргского) Радик Зарипов. Наконец, в Гамбургском балете служат две русские пианистки.

В 1981 г. труппа Джона Ноймайера выступала в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета, в 90-м — в Москве на сценах Большого театра и Московского академического музыкального театра имени К. С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко и в Ленинграде — на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский). В 2003 г. она приняла участие в фестивале «Звезды белых ночей», посвященного 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга.

В 2001 г. Джон Ноймайер поставил в Мариинском театре балет «Звуки пустых страниц» на музыку А. Шнитке и перенес на сцену этого театра свои балеты «Весна и осень» и «Теперь и тогда». В 2002 г. он получил за эту работу российскую Национальную театральную премию «Золотая маска».

В 2004 г. поставил в Большом театре один из самых знаменитых своих балетов — «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети.

В Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в 2007 г. состоялась премьера балета Дж. Ноймайера «Чайка», в 2011-м — премьера его балета «Русалочка». В 2012 г. Гамбургский балет выступил на сцене этого театра со спектаклями «Нижинский» и «Третья симфония» на музыку Г. Малера. В том же году Гамбургский балет вкупе с приглашенными звездами принял участие в III Международном фестивале искусств «Дягилев. P.S.» (Санкт-Петербург), целиком посвященном Дж. Ноймайеру. В рамках этого фестиваля прошла презентация книги Наталии Зозулиной «Джон Ноймайер в Петербурге» (СПб, 2012 г.).
В 2014 г. в этом театре прошла премьера балета «Татьяна» Л. Ауэрбах (совместная постановка с Гамбургским балетом).