Елена Зайцева

Биография

Родилась в Ленинграде. В 1991 г. окончила театрально-постановочный факультет (отделение «театральный костюм») Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ЛГИТМиК, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства).

Сотрудничала с киностудией «Ленфильм». В качестве ассистента художника по костюмам принимала участие в работе над кинофильмами «Дом на песке» (режиссер Нийоле Адоменайте, 1991 г.), «Сны о России» (Россия-Япония, режиссер Дзюнья Сато, 1992 г.), «Хрусталев, машину! » (режиссер Алексей Герман, 1998 г.), в качестве художника по костюмам — над картинами «Время печали еще не пришло» (режиссер Сергей Сельянов, 1995 г. ), «Принципиальный и жалостливый взгляд» (режиссер Александр Сухочев, 1996 г.) .

Работала также в театре: была художником-технологом на постановке оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса (Новосибирский государственный театр музыкальной комедии, художник Марина Азизян), «Красная Жизель» на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Ж. Бизе (художник Вячеслав Окунев, Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана).

В 1997 г. стала специалистом по дизайну костюмов в Государственном академическом Мариинском театре. В качестве художника-технолога выпускала все постановки театра вплоть до 2001 г. — оперы «Парсифаль» Р. Вагнера, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта и другие; как художник по костюмам — оперу «Летучий голландец» Р. Вагнера и аутентичную версию балета «Спящая красавица» П. Чайковский (автор реконструкции костюмов Ивана Всеволожского).

Одновременно создавала костюмы для драматических спектаклей («Жаворонок» по пьесе Ж. Ануя и «Священные чудовища» по пьесе Ж. Кокто в Санкт-Петербургском государственном Молодежном театре на Фонтанке).

В 2001 г. начала работать в московском театре Новая опера.

В 2003 г. была приглашена в Большой театр на впервые здесь введенную должность главного специалиста по исполнению, производству и эксплуатации театральных костюмов.
На постановке оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в 2004 г. дебютировала в Большом театре в качестве художника по костюмам.

По старинным эскизам создала костюмы к балету «Корсар» А. Адана (редакция Алексея Ратманского-Юрия Бурлаки, сезон 2006/07) и Большому классическому па из балета «Пахита» Л. Минкуса (постановка Юрия Бурлаки, сезон 2008/09),
«Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (обновленная редакция спектакля Л. Баратова-Ф. Федоровского 1966 г.; постановка Ю. Певзнер, сезон 2013/ 14).
Автор костюмов к балету «Захарова суперигра» (хореография Ф. Вентрильи, сезон 2008/09), опере «Воццек» А. Берга (постановка Д. Чернякова, сезон 2009/10)ко всем трем частям балета «Драгоценности» (хореография Дж. Баланчина, сезон 2011/12).

Постоянно сотрудничает с
 режиссером и сценографом Дмитрием Черняковым, выступая с ним в тандеме в качестве художника по костюмам — в 2007 г. на постановке оперы «Хованщина» М. Мусоргского в Баварской государственной опере в Мюнхене;
в
 2008-м— оперы «Игрок» С. Прокофьева (совместная постановка Берлинской государственной оперы и театра Ла Скала), оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Немецкой опере на Рейне, оперы «Макбет» Дж. Верди (совместная постановка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и Парижской национальной оперы);
в
 2010-м — оперы «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка в Баварской опере;
в
2011-м — оперы «Симон Бокканегра» Дж. Верди в Английской национальной опере в Лондоне;
в
2012-м — на постановке оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Нидерландской опере (Амстердам), оперы «Трубадур» Дж. Верди в театре де ла Монне (Брюссель), оперы «Енуфа» Л. Яначека в Цюрихской опере;
в 2013-м
«Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в Берлинской государственной опере (дирижер-постановщик Даниэль Баренбойм), «Травиата» в Ла Скала (дирижер-постановщик Даниэле Гатти);
в
2014 г. — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в Ла Скала (дирижер-постановщик Даниэль Баренбойм, совместная постановка с Берлинской оперой), «Князь Игорь» А. Бородина в нью-йоркской Метрополитен-опере (дирижер-постановщик Джанандреа Нозеда), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в барселонском театре Лисео (дирижер-постановщик Жозеп Понс, совместная постановка с Нидерландской оперой), «Трубадур» Дж. Верди в Михайловском театре в Санкт-Петербурге (дирижер постановщик Михаил Татарников, совместная постановка с театром де ла Монне);
в
2015 г. — «Парсифаль» Р. Вагнера в Берлинской государственной опере (дирижер-постановщик Даниэль Баренбойм), «Лулу» А. Берга в Баварской государственной опере (дирижер-постановщик Кирилл Петренко).