Награды

1991 г. - премия им. Сони Гаскелл за творческие достижения;
премия в области хореографии Нидерландской театральной гильдии (за балет «Двое» на музыку Ф. Бузони; 1990 г., НДТ).
1992 г. - к 35-летию творческой деятельности награжден орденом Оранских-Нассау.
1993 г. - премия Tanzpreis (Германия) за вклад в немецкую и мировую хореографию.
1997 г. - Международная премия им. Джино Тани в категории «Танец» (Италия).
1998 г. - на Эдинбургском международном фестивале (Шотландия) была показана ретроспектива его балетов, а он сам был отмечен премией «Архангел», присуждаемой критиками, освещающими фестиваль.
2000 г. - премия «Эразм» за выдающиеся достижения в нидерландском танце.
2004 г. - Музыкальная премия города Дуйсбург (Германия).
2005 г. - премия «Benois de la Danse» «За жизнь в искусстве» и премия Grand Pas.
2007 г. – в честь 75-летия был награжден орденом Нидерландского Льва (в командорской степени). Орден был вручен мэром Амстердама по окончании гала-концерта в честь открытия первого фестиваля Ханса ван Манена.

				
Ханс ван Манен

Биография

Родился в 1932 г. в г. Ньювер-Амстеле (Нидерланды). Учился у знаменитой основательницы балетного отделения Королевской консерватории в Гааге и Национального балета Нидерландов Сони Гаскелл, Франсуаз Адре и Норы Кисс. Танцевал в составе труппы Гаскелл «Балетный показ»/Ballet Recital (в 1951 г.), в балете Нидерландской оперы (1952-58 гг.; Амстерсдам) и Балете Парижа Ролана Пети (в 1959 г.).

В 1960 г. примкнул к группе танцовщиков, покинувшей Нидерландский балет и создавшей новый театр – будущий известный на весь мир НДТ/ Нидерландский театр танца (Гаага). Танцевал до 1963 г., а с 61-го был одним из основных хореографов этого театра и одновременно его артистическим директором (сначала вместе с Бенджамином Харкави, затем – с Гленом Тетли).

В 1971 г. ушел из НДТ. В 1973-87 гг. был постоянным хореографом и балетмейстером-репетитором Нидерландского национального балета (Амстердам), в 1988-2003 гг. – постоянным хореографом НДТ. А с 2005 г. вновь работает в этом качестве с Нидерландским национальным балетом. В 2013 г. стал почетным патроном Национальной академии балета.

Начал ставить балеты в 1950-х гг. Точкой отсчета в своей карьере хореографа считает опус Feestgericht (музыка Л. Понсе), поставленный в 1957 г. для балетной труппы Нидерландской оперы и тут же получивший Государственную премию в области хореографии.

Поставил свыше ста двадцати балетов. Среди самых известных, созданных для НДТ, - «Симфония в трех частях» на музыку И. Стравинского (1963 г.), «Наброски в тишине» на музыку О. Мессиана (1965 г.), «Метафоры» на музыку Даниэля-Лезюра (1965 г.), «Пять пьес» на музыку П. Хиндемита (1966 г.), «Соло для голоса № 1» на музыку Дж. Кейджа (1968 г.), «Квадраты» на музыку Э. Сати в оркестровке К. Дебюсси и Ролан-Манюэля (1969 г.), «Ситуация» (звук. коллаж; 1970 г.), «Мутации» на музыку К. Штокхаузена (совместно с Г. Тетли; 1970 г.), «Большая фуга» на музыку Л. ван Бетховена (1971 г.), «Опус Леметр» на музыку И.С. Баха в оркестровке Л. Стоковского (!(1972 г.), «Септет-экстра» на музыку К. Сен-Санса (1973 г.), «Благородный и сентиментальный» на музыку М. Равеля (1975 г.), «Песни без слов» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди (1977 г.)., «Черное пирожное» на музыку П. Чайковского, Л. Яначека, И. Стравинского, П. Масканьи и Ж. Массне (1989 г.), «Анданте» на музыку В.А. Моцарта (1991 г.), «Фантазия» на музыку И.С. Баха (1993 г.), «Камерный балет» на музыку К. Караева, Дж. Кейджа, Д. Скарлатти (1995), «Час zero» на музыку А. Пьяццоллы (1998 г.), «Трилогия» на музыку Ф. Листа, Я. Тер Велдхауса, А. Пярта (2000 г.).

Из поставленных для Нидерландского национального балета особенно прославились «Сумерки» на музыку Дж. Кейджа (1972 г.), «Дафнис и Хлоя, сюита № 2» на музыку М. Равеля (1972 г.), «Адажио из Хаммерклавира» на музыку Л. ван Бетховена (1973 г.), «Весна священная» И. Стравинского (1974 г.), «Эбеновый концерт» на музыку И. Стравинского (1976 г.), «Пять танго» на музыку А. Пьяццолы (1977 г.), «Live» на музыку Ф. Листа (1979 г.), «Вариации для фортепиано I» на музыку И.С. Баха и Л. Даллапикколы (1980 г.), «Обрезки» на музыку Д. Бирна, Б. Ино и Ф. Мендельсона-Бартольди (1984 г.), «Открытие»/ “Opening” на музыку П. Хиндемита (1986 г.), «Нидерландские симфонии» на музыку Л. Андриссена (1987 г.), «Пять пьес для <театра> Хет» на музыку Ф. Бузони, Э.-С. Тюйра и А. Пярта (1997 г.), «Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена (2005 г.), «Слезы» на музыку С. Рахманинова (2008 г.).

Свыше двадцати постановок и фрагментов балетов Ханса ван Манена вошли в репертуар еще одной знаменитой голландской труппы – Introdans (г. Арнем).

Работал с многими зарубежными труппами, для которых и возобновлял свои «голландские» спектакли, и создавал оригинальные. В их числе Штутгартский балет, балет Баварской государственной оперы в Мюнхене, балет Берлинской оперы, балет Немецкой оперы на Рейне/ Дюссельдорф, Хьюстонский балет, Национальный балет Канады, балет Пенсильвании, Королевский балет Великобритании, Королевский Датский балет, балет Венской государственной оперы, Танцфорум в Кёльне, Национальный театр танца Испании, Театр танца Элвина Эйли, Американский театр балета/ABT, Мариинский театр (программа из трех балетов номинировалась на "Золотую маску"). Сотрудничал с крупнейшими звездами балетной сцены: в его балетах танцевали Наталия Макарова, Марсия Хайде, Энтони Дауэлл, Рудольф Нуреев.

Активно занимается фотографией. Работы выставляются по всему миру.