Награды

В 2007 г. Александру Ведерникову было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации".
В 2008 г. стал обладателем престижной премии "Музыкального журнала Би-би-си"/BBC Music Magazine, которая присуждается за выдающиеся записи на СD и DVD  ("оркестровая" номинация, записью Первого концерта для фортепиано с оркестром Д. Шостаковича - EMI Classics 504 5042).


				
Александр Ведерников

Биография

Родился в Москве, в семье известного певца, солиста Большого театра, баса Александра Ведерникова и профессора Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского, органистки Наталии Гуреевой. В 1988 г. окончил Московскую консерваторию (класс профессора Л. В.Николаева), в 90-м - аспирантуру.

В 1988-90 гг. работал в Московском академическом музыкальном театре имени К. С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко. В 1988-95 гг. был ассистентом главного дирижера и вторым дирижером Большого симфонического оркестра Гостелерадио, с которым много гастролировал по городам России, а также в Австрии, Германии, Греции, Турции и Великобритании.

В 1995-2004 гг. был художественным руководителем и главным дирижером основанного им симфонического оркестра "Русская филармония".

Выступал с Государственным симфоническим оркестром России и заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской государственной филармонии.

В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с известными зарубежными коллективами, среди которых лондонская Филармония, Филармонические оркестры Токио, Лондона, Бергена, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си, Королевский шотландский национальный оркестр, Государственная капелла Дрездена, Национальный оркестр RAI (Турин), Королевский симфонический оркестр Датского радио, симфонические оркестры Монреаля, Гааги, Будапешта, Сиднея, оркестр театра Колон. Был первым приглашенным дирижером симфонического оркестра Гронингена (Нидерланды).

C 2003 г. является членом дирижерской коллегии Российского Национального оркестра, с которым гастролировал во Франции, Германии и Соединенных Штатах. В январе 2004 г. в рамках гастрольного турне с РНО по девяти городам США состоялся дебют Александра Ведерникова в нью-йоркском концертном зале Карнеги Холл и Кеннеди-центре в Вашингтоне.

Александр Ведерников - частый гость в ведущих оперных театрах, в том числе в Ла Скала, театре Реджо в Турине, театре Комунале в Болонье, театре Ла Фениче в Венеции, Римской Опере, лондонском театре Ковент Гарден. В апреле 2005 г. в качестве музыкального руководителя новой постановки оперы "Борис Годунов" М. Мусоргского (режиссер Франческа Замбелло) дебютировал в Парижской национальной опере (Опера Бастилия)

Среди солистов, с которыми сотрудничал, Лиза Леонская, Николай Луганский, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Сергей Лейферкус, Галина Горчакова, Владимир Чернов, Ольга Бородина.
 

Репертуар

С августа 2001 г. по июль 2009 г. Александр Ведерников был главным дирижером - музыкальным руководителем Большого театра. Под его руководством здесь были осуществлены постановки опер "Адриенна Лекуврер" Ф. Чилеа (2002 г., первая постановка в Большом театре), "Хованщина" М. Мусоргского (2002 г.), "Турандот" Дж. Пуччини (2002 г.), "Руслан и Людмила" М. Глинки (в оригинальной авторской версии, 2003 г.), "Огненный ангел" С. Прокофьева (2004 г., первая постановка в Большом театре) и "Летучий голландец" Р. Вагнера (2004 г., впервые в России в первой редакции).
В сезоне 2004/05 был музыкальным руководителем постановок опер "Фальстаф" Дж. Верди и "Дети Розенталя" Л. Десятникова (мировая премьера, опера написана по заказу Большого театра).
В сезоне 2005/06 выпустил премьеру оперы "Война и мир" С. Прокофьева, был музыкальным руководителем постановки балета "Золушка" С. Прокофьева.
В сезоне 2006/07 был музыкальным руководителем постановок опер "Евгений Онегин" П. Чайковского и "Борис Годунов" М. Мусоргского (редакция 1871 г.).
В 2008 г. выпустил премьеру оперы Н. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (совместная постановка Большого театра и Оперного театра Кальяри).

С приходом Александра Ведерникова Большой театр развернул активную концертную жизнь как на своих сценах, преимущественно на Новой, так и на главной концертной площадке страны - в Большом зале Московской консерватории. В сезоне 2005/06 открылся совместный абонемент театра и Московской государственной филармонии, концерты которого проходят на сцене БЗК.
Среди произведений, исполненных под руководством А. Ведерникова силами Большого театра (с участием или без участия приглашенных звезд) - "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза, "Реквием" Дж. Верди, сцены из опер Р. Вагнера, сочинения Р. Штрауса, А. Берга, Д. Шостаковича, Г. Свиридова и др.

В 2009 г. возглавил Симфонический оркестр г. Оденсе (Дания). В 2009-11 гг. дирижировал Лондонским филармоническим оркестром, Датским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Би-Би-Си, Филармоническим оркестром Радио Франции, миланским Верди-оркестром, симфоническим оркестром города Бирмингема, Национальным симфоническим оркестром США, Национальный филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром, оркестром "Musica viva" и др. Был музыкальным руководителем постановки оперы "Тоска" Дж. Пуччини в Оперном театре Кальяри (Италия) и оперы "Саломея" Р. Штрауса в берлинской Комише-опер.

Дискография

Записи дирижера выходили на компакт дисках звукозаписывающих компаний Russian Disk, Agora, ARTS, Triton, Polygram/Universal. В 2003 г. заключил долгосрочный эксклюзивный контракт с голландской фирмой PentaTone Classics, специализирующийся на производстве дисков в формате SuperAudio CD.

На PentaTone Classics  вышли:
2003 г. - кантата "Жанна и колокола" Г. Гетти/ сюита из балета "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, Российский Национальный оркестр, солисты Лиза Делан и Владимир Чернов;
2004 г. - опера "Руслан и Людмила" М. Глинки, "живая" запись спектакля Большого театра;
2004 г. - Русские балетные сюиты ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Спартак" А. Хачатуряна, "Болт" Д. Шостаковича), Российский Национальный оркестр.
2006 г. - хоровые произведения Г. Гетти, Симфонический оркестр и хор Сан-Франциско, дирижер Майкл Тилсон Томас ("Молодая Америка", "Аннабель Ли"); Российский Национальный оркестр, Камерный хор под управлением Эрика Эриксона, солисты Лиза Делан, Владимир Чернов, Павло Хунка, Гуннар Биргерссон, Матс Карлссон, дирижер Александр Ведерников ("Три валлийские песни", "Викторианские сцены", "Иерусалим");
2006 г.- Хиты из русских опер, солисты, хор и оркестр Большого театра;
2006 г. - балет "Щелкунчик", оркестр и детский хор Большого театра.


В 2007 г. записал для компании EMI Первый концерт фортепианный Д. Шостаковича (Оркестр Итальянской Швейцарии, солисты - Марта Аргерих, Сергей Накаряков).

"Ведерников, безусловно, дирижер, которого следует держать в поле зрения. Он умеет заставить слушателя трепетать и добивается всех возможных оттенков и полутонов от оркестра, запись которого просто великолепна".
(International Record Reviews о записи "Жанна и колокола"/ "Ромео и Джульетта", сентябрь 2003 г.).

Интервью

"Судьба Великого Китежа - это судьба России". Интервью Анне Галайде. Газета "Большой театр", №7 (2675), 2008.
"Мне интересно общаться с Чайковским без посредников". Интервью Екатерине Ключниковой. Новая газета, 11.09.2008. "То мало крестятся, то много". Интервью Марине Гайкович. Независимая газета, 02.09.2008.
"Мы делаем гораздо меньше того, чем бы нам хотелось". Интервью Нине Коваленко. Интерфакс, 07.11.2007.
"Русский оркестр способен вызвать сильные переживания". Интервью Андрею Икову. Музыкальные инструменты, №14, 2007.
Опера, которую не слышат. Интервью Софье Гольдберг. Эксперт-Сибирь,18.12.2006.
В искусстве нет конечных станций. Интервью Любови Сорокиной. Российская газета, 04.08.2006.
Большой по лондонскому счету. Интервью Анне Галайде. Ведомости, 26.07.2006.
Против гламура. Интервью Елене Кутловской. Независимая газета, 30.06.2006.
"У Мусоргского нас интересуют параллели с Достоевским". Интервью Ярославу Седову. Газета, 21.06.2006.
Большой уходит в леса. Интервью Валерию Кичину. Российская газета, 1.7.2005.
Большие гастроли Большого. Интервью Любови Бушуевой. Парламентская газета, 22.4.2005.
Большой театр не хочет быть Большим музеем. Российская газета, 28.1.2005.
"Рондо Фарлафа вообще-то на 69 тактов длиннее". Интервью Екатерине Бирюковой. Известия, 13.2.2003.
"Слухи о приходе Гергиева в Большой мешают". Интервью Вадиму Журавлеву. Газета, 7.6.2002.
"Нам нужен театр в театре". Интервью Алексею Парину. Большой журнал Большого театра, № 2, 2002.