Ближайшие представления

Кавалер розы 26 апреля27 апреля28 апреля29 апреля30 апреля


				
Томас Зандерлинг

Биография

Родился в Новосибирске. Обучаться музыке начал в Ленинграде (Санкт-Петербурге), где его отец, маэстро Курт Зандерлинг, был дирижером оркестра Ленинградской филармонии. Окончил специальную музыкальную школу при Ленинградской государственной консерватории. Продолжил обучение дирижированию в восточно-берлинской Высшей школе музыки им. Х. Эйслера.

Как дирижер дебютировал в 1962 г., а в 1966 г. стал музыкальным руководителем оперного театра в Галле. В последующие несколько лет с успехом работал во всех ведущих оркестрах и оперных театрах ГДР, включая дрезденскую Государственную капеллу и лейпцигский Гевандхаузоркестр. Завоевал Приз берлинской критики за оперные постановки в Комише опер.

В течение многих лет был близким другом Д. Шостаковича и его семьи. Знакомство состоялось во время московского дебюта Т. Зандерлинга, когда он по приглашению Евгения Светланова дирижировал Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Под впечатлением от искусства молодого дирижера, Д. Шостакович предложил ему перевести на немецкий язык тексты своих 13-й и 14-й симфоний. Позднее Т. Зандерлинг продирижировал немецкими премьерами обоих сочинений. Он также впервые записал «Сюиту на стихи Микеланджело» Д. Шостаковича и по инициативе И.А. Шостакович создал оригинальную итальянскую версию этого сочинения.

Осуществил премьерные записи многих других сочинений Д. Шостаковича, в их числе сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Восемь вальсов (оркестровка Б. Тищенко), «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» ор. 146, «Сатиры» («Картинки прошлого») оp. 100, «Пять романсов на тексты из журнала “Крокодил”» оp. 121 (оркестровка Л. Десятникова), «Предисловие к полному собранию моих сочинений» оp. 123.

Вскоре после выхода диска с записью «Сюиты на стихи Микеланджело» Д. Шостаковича, стал ассистентом Герберта фон Караяна и Леонарда Бернстайна. В начале 1980-х стал постоянным приглашенным дирижером Немецкой государственной оперы Унтер ден Линден. Затем последовал успешный дебют в Венской государственной опере, где продирижировал «Волшебной флейтой» и «Свадьбой Фигаро» (первой постановкой в этом театре после маэстро Карла Бёма).

Среди оркестров, которыми дирижировал — Немецкий симфонический оркестр, берлинский Концертхаузоркестр, дрезденская Государственная капелла, оркестры Дрезденской филармонии и лейпцигского Гевандхауза, оркестр г. Галле, оркестры Баварского радио, северогерманского радио (Гамбург) и западногерманского радио (Кельн); симфонические оркестры Монреаля, Ванкувера, Питтсбурга, Балтимора и Далласа; оркестр Чешской филармонии, филармонический оркестр радио Хильверсума (Нидерланды); ведущие оркестры Великобритании (симфонический оркестр Борнемута, Лондонский филармонический, Королевский филармонический, Королевский филармонический Ливерпуля, Шотландский оркестр Би-би-си), Скандинавии (оркестры филармоний Осло и Бергена в Норвегии, филармонии Хельсинки, Королевский оркестр Стокгольма), России (оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского).

С 2002 г. является главным приглашенным дирижером Новосибирского академического филармонического оркестра, с 2004 г. — Национального филармонического оркестра России. Пожизненный почетный музыкальный директор симфонического оркестра г. Осака (Япония), с которым дважды в течение трех лет был удостоен гран-при критиков Осаки.

В качестве дирижера-постановщика сотрудничал со многими оперными театрами, среди которых Немецкая опера Унтер ден Линден; берлинские Государственная опера, Немецкая опера и Комише опер; Баварская и Гамбургская государственные оперы; Опера Франкфурта; оперные театры Галле и Бонна, Венская государственная опера; Большой и Мариинский театры; театр Ла Фениче (Венеция); оперные театры Ниццы, Граца, Гетеборга, Осаки; Королевская опера (Дания); Финская национальная опера.

Оперный репертуар маэстро включает такие шедевры, как «Фиделио» Л. Бетховена, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Вольный стрелок» К.М. фон Вебера, «Отелло», «Аида» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Деидамия» Г.Ф. Генделя, «Русалка» А. Дворжака «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» В.А. Моцарта, «Богема» Дж. Пуччини, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Леди Макбет» Д. Шостаковича, «Кавалер розы» Р. Штрауса.

В 1999 г. дирижировал премьерой «Лоэнгрина» Р. Вагнера в Мариинском театре. В 2005 г. руководил юбилейным концертным исполнением «Фиделио» Л. Бетховена с артистами Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко на сцене Московского международного Дома музыки.

В Большом театре дирижировал спектаклями «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (режиссер-постановщик Темур Чхеидзе) и «Волшебная флейта» В.А. Моцарта (в постановке Грэма Вика).

В 2011 г. дирижировал российской премьерой Симфонии № 3 «Кадиш» Л. Бернстайна, исполненной на III Большом фестивале Российского национального оркестра в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве. Выступал с концертами в Берлине и Вене, с симфоническим оркестром «Виртуозы Японии», Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Хельсинкским филармоническим оркестром и Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского.

В 2012 г. участвовал в постановке «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Гётеборгской опере (режиссер-постановщик Грэм Вик).

В 2013 г. в качестве дирижера-постановщика участвовал в мировой премьере оперы М. Вайнберга «Идиот» в Национальном театре Мангейма. В 2016 г. дирижировал российской премьерой этой оперы в Мариинском театре в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».

Записи дирижера удостоены многих призов, среди них — Симфония № 6 Г. Малера с оркестром Санкт-Петербургской филармонии (Cannes Classical Award), Полное собрание симфоний И. Брамса с Лондонским филармоническим оркестром (Salzburg Prize), Концерт для фортепиано с оркестром П. Клецки ре минор op. 22, солист Й. Бановетц (Grammy Nomination), Полное собрание симфоний А. Маньяра (Cannes Classical Award), Полное собрание оркестровых сочинений С. Танеева (получившее несколько призов).