"Лебединое озеро". В партии Одетты.
Фото Ларисы Педенчук.
В партии Одеттыв балете
В партии Одетты
в балете "Лебединое озеро".
Принц Зигфрид - Михаил Лавровский.
Фото из личного архива.
В партии Одиллиив балете
В партии Одиллии
в балете "Лебединое озеро".
Фото из личного архива.
В партии Хозяйки Медной горыв балете „Каменный цветок”.Фото В. Борисова(из музея Большого театра).
В партии Хозяйки Медной горы
в балете „Каменный цветок”.
Фото В. Борисова
(из музея Большого театра).
В партии Хозяйки Медной горыв балете „Каменный цветок”.Фото Г. Соловьева (из музея Большого театра).
В партии Хозяйки Медной горы
в балете „Каменный цветок”.
Фото Г. Соловьева (из музея Большого театра).
В партии Мехмене Бану в балете «Легенда о любви». Фото Ларисы Педенчук.
В партии Мехмене Бану
в балете «Легенда о любви».
Фото Ларисы Педенчук.
В партии Эгины в балете «Спартак».Фото из личного архива.
В партии Эгины в балете «Спартак».
Фото из личного архива.
В партии Эгины в балете
В партии Эгины в балете "Спартак".
Красс - Борис Акимов.
Фото из личного архива.
В партии Китри в балете
В партии Китри в балете "Дон Кихот".
Базиль - Михаил Лавровский.
Фото из личного архива.

Награды

1960 г. — Орден «Знак Почета».
1976 г. — Орден Трудового Красного Знамени.
1984 г. — звание «Народная артистка СССР».
В 2001 г. имя Светланы Адырхаевой было присвоено Владикавказской балетной школе-студии.
В 2009 г. получила приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Мэтр танца»).
В 2013 г. была награждена орденом «Слава Осетии» Республики Алания-Северная Осетия и орденом Почета Республики Южная Осетия.
2014 г. — удостоена медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.


						

Биография

«Светлана Адырхаева — балерина исключительно широкого творческого диапазона. Конечно, ей всегда близки лирика, героика, трагедия — будь то Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы, Эгина. Но она столь же выигрышно показывалась в комедийных спектаклях — от „Любовью за любовь“ (Беатриче) до „Чиполлино“ (Магнолия). Ее интерпретация ролей Одетты-Одиллии, Китри, Принцессы Флорины, а также заглавной партии в балете „Жизель“, воплощенной на сцене Самарского театра оперы и балета, чрезвычайно интересны органичным сочетанием особенностей ленинградской и московской исполнительской школ. Безупречный академизм танца, чеканные линии и точеные формы, строгость вкуса гармонически соединяются с мощной экспрессией, подлинным актерским темпераментом и масштабностью большого стиля. Вот почему Адырхаева занимает достойное, принадлежащее ей по праву место среди самых ярких и значительных звезд Большого театра».
Искусствовед Елена Луцкая

Родилась 12 мая 1938 г. в селе Хумалаг в Северной Осетии. В 1955 г. окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занималась у Варвары Мей (младшие классы) и Елены Ширипиной. В 1955-58 гг. танцевала в труппе Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И.Глинки, где дебютировала в партии Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография В. Бурмейстера, редакция Н. Трегубова), в 58-60 гг. — в Одесском государственном академическом театре оперы и балета.
В 1958 г. выступив в партии Одетты-Одиллии на гастролях в Москве, Светлана Адырхаева стала лауреатом I премии Всесоюзного фестиваля музыкальных театров.
В 1960 г. блестяще выступила в Москве в рамках Декады литературы и искусства Северной Осетии и получила приглашение исполнить партию Одетты-Одиллии в Большом театре.
С 1960 г. по 88-й была солисткой балетной труппы Большого театра. Исполняла ведущий репертуар. Особенно ей удавались роли с восточным «колоритом», требующие драматической выразительности исполнения. Коронными ее партиями стали Мехменэ Бану и Эгина.
В 1980 г. окончила балетмейстерское отделение Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), где в 1978-81 преподавала методику классического танца.
В 1995-2001 гг. преподавала классический танец в Академии хореографии Нового гуманитарного университета Наталии Нестеровой.
С 2001 г. является балетмейстером-репетитором Большого театра. Под ее руководством репетируют Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич, Анна Леонова, Юлия Гребенщикова, Ольга Кишнева.

Репертуар

Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А.Мессерера, 1960 г. )
Уличная танцовщица («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1960 г.)
Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1962 г.)
Гаянэ («Гаянэ» (IV акт балета) А. Хачатуряна, хореография Н. Анисимовой, 1962 г.)
Осень («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1963 г. )
Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича, 1963 г.)
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича, 1965 г.)
Фея смелости («Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1963 г.)
Принцесса Флорина, Фея бриллиантов («Спящая красавица», 1964 г.)
Повелительница дриад («Дон Кихот», 1964 г.)
Эгина ( «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича, 1968 г.)
Китри («Дон Кихот», 1972 г. )
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» в редакции Ю. Григоровича, 1975 г.)
Беатриче («Любовью за любовь» Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро, по мотивам комедии «Много шума из ничего», 1976 г. )
Магнолия («Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова, 1977 г. )
Фрейлина «Подпоручик Киже» на музыку С. Прокофьева, (хореография А. Лапаури и О. Тарасовой, 1977 г.)

В 1962 г. стала первой исполнительницей в Большом театре партии Солистки в хореографическом номере «Вальс-каприс», вошедшем в программу «Русские миниатюры» на музыку А. Алябьева, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Лядова, П. Чайковского, хореография В. Варковицкого).

Гастроли

В 1964 г. исполняла партию Феи Драже («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена) в спектаклях труппы Фестивальный балет (Лондон).
В 1965 г. — партию Одетты-Одиллии в Туркменском театре оперы и балета им. Махтумкули, в 1971-м — эту же партию в Челябинском театре оперы и балета, где в 1976 г. также выступила в партии Китри.
В 1979 г. на нее была поставлена партия Чабахан в балете «Хетаг» Д. Хаханова в Северо-Осетинском музыкальном театре (хореография А. Закалинского).
В 1985 г. танцевала заглавную партию в балете «Жизель» (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, редакция А. Шелест) с труппой Куйбышевского театра оперы и балета (ныне Самарского).

В 1977 г. совместно с мужем А. Закалинским поставила на сцене Челябинского театра оперы и балета Гран па из балета «Пахита».
В 1991-96 гг. была художественным руководителем (совместно с Закалинским) Театра балета Светланы Адырхаевой.