В заглавной партии
балета “Золушка”.
Фото из музея Большого театра.
В партии Марии
в балете «Бахчисарайский фонтан».
Хан Гирей — Эсфандьяр Кашани.
Фото из музея Большого театра.
В партии Принцессы Авроры
в балете «Спящая красавица». Принц Дезире — Марис Лиепа.
Фото из музея Большого театра.
В партии Музы
в балете «Паганини».
Паганини — Ярослав Сех.
Фото Николая Саховского.
„Шопениана”.
С Марисом Лиепой.
Фото из музея Большого театра.
В заглавной партии
балета «Жизель».
Фото Бориса Борисова.
В заглавной партии
балета «Анна Каренина».
Вронский — Александр Годунов.
Фото Георгия Соловьева.
 
 

Награды

1955 г. — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.
1959 г. — была награждена орденом «Знак почета».
1961 г. — получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
1965 г. — «Народная артистка РСФСР».
1976 г. — «Народная артистка СССР».
2001 г. — была награждена орденом Почета.
2003 г. — получила приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Учитель»).

Биография

Родилась 1 февраля 1934 г. в Ленинграде. В 1952 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где в выпускном классе занималась у Галины Петровой, и была принята в балетную труппу Большого театра. Совершенствовала свое мастерство под руководством Марины Семеновой.

«Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением ее была бы Марина Кондратьева... Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни ее глаза, то легкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот плеча — и ее нет... и кажется, что ее вообще не было. Она, как раннее розовое облачко, то появляется, то тает на глазах», — так охарактеризовал эту выдающуюся романтическую танцовщицу, одну из лучших Жизелей 60-70-х гг. прошлого века великий российский хореограф Касьян Голейзовский.

Довольно часто выступала с Марисом Лиепой — и это был блестящий дуэт. Ее партнерами были также Николай Фадеечев, Владимир Тихонов, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров.
В 1980 г. окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В.Луначарского (ГИТИС -ныне Российская академия театрального искусства) и стала педагогом-репетитором Большого театра. Репетировала «Шопениану» с Людмилой Семенякой. В течение продолжительного времени была педагогом-репетитором Галины Степаненко, Анны Антоничевой, Екатерины Шипулиной, Натальей Осиповой.
В настоящее время под ее руководством занимаются Ольга Смирнова, Чинара Ализаде, Нелли Кобахидзе, Джу Юн Бэ, Анна Окунева и другие артистки балета. Ведет класс.
С 2013 г. — член Художественного совета балетной труппы Большого театра.


С 1988 г. выступает в качестве балетмейстера-постановщика. Восстановила для труппы Большого театра гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса (хореография М. Петипа) и «Па де катр» на музыку Ц. Пуни (хореография Ж. Перро в редакции А. Долина).

Репертуар

Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1951 г.)
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1954 г.)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1954 г.)
Девушка-птица («Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона, 1955 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография А. Мессерера, М. Габовича, 1955 г.)
Гаянэ («Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена, режиссер Э. Каплан, 1957 г.)
Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1959 г.)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1959 г.)
Катерина («Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1959 г.) — первая исполнительница в Большом театре
Водяница («Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского, 1960 г.) — первая исполнительница
Муза («Паганини» на музыку С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского, 1960 г.) — первая исполнительница
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли. Ж.Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1961г.)
Хозяйка Медной горы («Каменный цветок», 1961 г.)
Диана Мирель («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1961 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона, 1962 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера, 1965 г.)
Ширин («Легенда о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича, 1965 г.)
Девушка («Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография М. Фокина, 1967 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича, 1969 г.)
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского)
Анна Каренина («Анна Каренина» Р. Щедрина в постановке М. Плисецкой, Н. Рыженко, В. Смирнова-Голованова, 1972 г. )
Принцесса Аврора («Спящая красавица», хореография М.Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Эола («Икар» С. Слонимского в постановке В. Васильева, 1977 г.)
Магнолия («Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова, 1977 г.) — первая исполнительница в Большом театре
солистка/40-я симфония В.А. Моцарта («Эти чарующие звуки» в постановке В. Васильева, 1978 г.)

За пределами Большого театра.
Педагогическую деятельность начала в ансамбле Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева. Репетировала с Маргаритой Перкун-Бебезичи, Верой Тимашовой, репетировала также с артистами труппы «Большой театр — студия Юрия Григоровича», в том числе с Еленой Князьковой.

В 1980-87 гг. (в 86-м получила звание доцента) преподавала в ГИТИСе.
В 1990-2000 гг. (в 99-м г. получила звание профессора) — в Московской академии хореографии.
Давала мастер-классы в США, Японии, Италии. В течение десяти лет преподает в балетной школе-студии в г. Муцуяме (Япония).

Также переносила спектакли на сцены зарубежных театров:
«Спящая красавица» (хореография М. Петипа) — Королевский балет Новой Зеландии
«Баядерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса (хореография А. Горского), «Золушка» С. Прокофьева (хореография Р. Захарова), «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), «Пахита» — Корейский национальный балет (Сеул)
«Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева) — Центральный балет Китая
Вечер хореографии Мариуса Петипа — балетная труппа Оперы Ниццы (Франция)

Снималась в телеэкранизации балета «Паганини» (1974 г. ) . Ее творчеству посвящен телефильм-концерт «Балерина Марина Кондратьева» (1979 г. ) и документальный фильм «Это бесконечное фуэте» (режиссер Э. Агаджанян, «Классика-фильм», 2002 г. )