Только в Большом: «Кавалер розы»!

26.04.2017

«После «Свадьбы Фигаро» божественного Моцарта не было такого торжества музыки», — признается в дневнике Ромен Роллан, впервые услышав «Кавалера розы». И что не менее удивительно, создавалась эта музыка как раз после мрачных и перенасыщенных экспрессией ранних опер композитора — «Саломеи» и «Электры».

Почему Штраус вдруг сменил амплуа и взялся сочинять музыкальную комедию? Неужели он наконец прислушался к советам своего отца-оркестранта не «умничать»? Письма к сыну действительно пестрят настойчивыми увещеваниями, от беспокойного: «Дорогой Рихард, пожалуйста, когда сочиняешь что-либо новое, старайся, чтобы произведение звучало мелодично…» до вовсе отчаянного: «Пожалей несчастных музыкантов оркестра!»

Так или иначе, но произошло чудо. На свет появилась восхитительная, остроумная и чуть грустная комедия о любви и утрате, об ускользающем времени, льющаяся неиссякаемым потоком вальсов и чудесных мелодий. «Кавалер розы» стал самой популярной оперой Рихарда Штрауса, за сто лет с небольшим своей истории не потеряв ни свежести, ни особого венского шарма. И этим опера во многом обязана своим чрезвычайно колоритным и необычным персонажам.

Rosenkavalier-news2.jpg
Софи — Любовь Петрова. Барон Окс — Стивен Ричардсон. Фото Дамира Юсупова

В квартете главных героев только одна мужская роль — Барона Окса фон Лерхенау. Яркая буффонная партия туповатого и грубого кузена (Маршальши), пускающегося в любовные авантюры, — подарок для певца и актера. Впервые в Большом в этой партии выступит швейцарский бас Альфред Мафф. Его «великолепный и хитрый Барон Окс», можно сказать, уже «негодяй со стажем»: он давно прожигает жизнь на родной сцене Оперы Цюриха и кроме того регулярно получает приглашения в другие театры (из недавних — в Венгерский национальный театр в Будапеште, 2014). «Альфред Мафф держится на сцене с бóльшим, аристократическим достоинством, нежели предписано ему по роли, превосходно преодолевая соблазн слишком уж опуститься до непристойных манер деревенского мужлана» (Opera Today, 2010).

Соперником «негодяя» Окса становится полная его противоположность – Октавиан, юноша нежный «со взором горящим», баловень и покоритель женских сердец, настолько нежный, что даже партию его композитор предназначил для женского голоса. Невольный двигатель интриги, этот «многоликий» персонаж за время спектакля успевает неоднократно переодеться из мужчины в женщину, а из женщины в мужчину и примерить множество имен – Кенкен, Мариандель, граф Рофрано (a «благородных» имен, данных ему при крещении, – что лепестков на розе). Румынская певица Руксандра Донозе — «с необычайно экспрессивным и одновременно мягком голосом» — совсем недавно в Большом была элегантной Эдвигой в «Роделинде» Генделя (и получила номинацию на «Золотую маску»). Переодеваться в мужское платье ей не привыкать: она исполняла уже и партию Октавиана (в Баварской государственной опере), и партию его знаменитого «прототипа» — Керубино (в «Свадьбе Фигаро» на сцене Метрополитен-оперы), а также – Никлауса в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха (в Опере Сан-Франциско и Метрополитен-опере). Руксандра Донозе играет уверенного в себе и обаятельного кавалера. Ее Октавиан «(обезоруживающий шарм и безупречного тембра меццо) без особых усилий стал центром действия» (Münchner Merkur, 2011).

Еще две вершины в любовном треугольнике женских голосов принадлежат восхитительной Маршальше, философски настроенной и погруженной в свой внутренний диалог со временем, и совсем юной красавице Софи. В этой партии состоится дебют недавно принятой в труппу Большого Ольги Селиверстовой, которая быстро «завоевывает» оперный репертуар театра (среди новых партий — Александра Епанчина в «Идиоте» М.Вайнберга, Коринна в «Путешествии в Реймс» Дж. Россини, Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» В.А. Моцарта, Норина в «Доне Паскуале» Г. Доницетти и др.).

Rosenkavalier-news3.jpg
Маршальша — Мелани Динер. Октавиан — Михаэла Зелингер. Фото Дамира Юсупова

Большой собрал замечательную исполнительскую команду на всю серию показов.
В спектаклях 26, 28 и 30 апреля на сцене Большого будут петь герои премьерных представлений — Мелани Динер (Маршальша), Любовь Петрова (Софи) и Николя Ривенк (Фаниналь).
27 и 29 апреля выступят замечательные певцы Йоханни ван Оострум (Маршальша), Манфред Хемм (Барон Окс), Михаэла Зелингер (Октавиан), Михаэль Купфер (Фаниналь), которые уже тоже пели в этом спектакле – и с большим успехом.
За дирижерским пультом, как и на премьере «Кавалера розы», — Александр Соловьев.