Вагнер, Малер и Рихард Штраус

25.04.2017

Стержень программы – оркестровая песня, или песня для голоса с оркестром. Этот жанр, которому сполна отдали дань Густав Малер и Рихард Штраус, стал особенно популярным на стыке XIX и XX веков. В промежутках между вокальными циклами прозвучат известные инструментальные опусы Вагнера и Малера – «Зигфрид-идиллия» и Адажиетто из Пятой симфонии.

Почетное право открывать концерт отведено двум самым исполняемым «неоперным» сочинениям Рихарда Вагнера – «Зигфрид-идиллии» и «Пяти песням на стихи Матильды Везендонк». Название второго опуса недвусмысленно намекает на одно из любовных увлечений Вагнера – в историю мировой музыки Матильда вошла не только как автор стихов для вышеупомянутого цикла, но и как муза Вагнера во время его работы над «Тристаном и Изольдой». След оперных штудий Вагнера легко обнаружить в названиях и гармонических решениях отдельных песен цикла, у двух – «В теплице» и «Грезы» – даже есть подзаголовок «Наброски к «Тристану и Изольде».

В самом начале XIX века на волне охватившей Европу романтической лихорадки писатели Ахим фон Арним и Клеменс Брентано выпустили сборник текстов немецких песен – несколько томов, публиковавшихся в 1806-08 годы, получили общее название «Волшебный рог мальчика». Спустя почти сто лет, уже в эпоху модернизма, эта книга напомнила о себе в сочинениях Густава Малера. Не он один обращался к этим текстам (также Вебер, Мендельсон, Шуман и Брамс), но только он сделал их «фирменным знаком» своего творчества, активно использовав фольклорный материал и в песнях, и в симфониях. Обращение к народному как к единственно «правдивому» и одержимость пасторальным и примитивным – эти две черты стали определяющим для искусства раннего модернизма. А одним из основополагающих чувств в это время – ощущение необратимой утраты покоя, на котором и строятся «Песни странствующего подмастерья». Отвергнутый возлюбленной подмастерье напрасно ищет умиротворения – просветленный характер песни «Солнце встало над землей» оказывается фикцией; в природе не удается найти утешения – весь окружающий мир, напоминая об утрате, причиняет боль.

Под занавес концерта прозвучат четыре песни Рихарда Штрауса, отдавшего немалую дань этому жанру. В этих песнях «соавторами» Штрауса выступают немецкий поэт XVIII века Фридрих Готлиб Клопшток, австрийский юрист и современник композитора Герман фон Гильм, лидер немецкой литературной богемы Генрих Гарт и анархист Джон Генри Маккей.

Песни Вагнера исполнит Екатерина Морозова (сопрано), недавно с блеском дебютировавшая на сцене Большого в партии Настасьи Филипповны в опере Мечислава Вайнберга «Идиот». Песни Штрауса, нечасто исполняемые отечественными вокалистами, поют Анастасия Барун (сопрано) и Вадим Бабичук (тенор), артисты Молодежной оперной программы. Трагический малеровский цикл прозвучит в исполнении баритона Константина Сучкова, также участника Молодежной оперной программы театра. Артисты выступят в сопровождении Камерного оркестра Большого театра. За дирижерским пультом – Михаил Цинман.

Полина Дорожкова