Возвышенное и земное

17.02.2017

В многообразном творческом наследии В. А. Моцарта отдельное место занимает музыка для духовых инструментов и с их участием. Часто Моцарт создавал ее для конкретных музыкантов – своих знакомых, приятелей, покровителей.

Концертная симфония ми-бемоль мажор была написана для четырех духовиков, трое из которых были участниками знаменитого Мангеймского оркестра. Этот оркестр, прославившийся в XVIII веке на всю Европу, Моцарт имел возможность слышать. В Концертной симфонии партии духовых виртуозны и при этом требуют от исполнителей владения искусством игры в ансамбле. Как и в традиционном концерте, в первой части произведения основные темы экспонируются дважды – у оркестра и затем у солистов. Есть здесь и предписанная канонами жанра виртуозная каденция, которая исполняется всеми четырьмя духовыми во время паузы у оркестра. Во второй, медленной части Моцарт поручает духовым кантиленные и речитативные мелодии. Их партии, насыщенные перекличками, соединяются в стройном квартете. Третья часть Симфонии – блестящие вариации, в которых тема каждый раз украшается новыми сочетаниями солирующих голосов.

Остроумной, живой, но по жанру «серьезной» музыке Концертной симфонии контрастирует Музыкальная шутка («Деревенские музыканты») для двух валторн и струнных, задуманная как музыкальная пародия. Моцарт высмеивает в ней не только неумелых исполнителей, но и недобросовестных композиторов, допускающих «вопиющие» нарушения музыкальной логики и за неимением творческой фантазии прибегающих к шаблонным приемам. Таковы, например, многочисленные фанфарные обороты, звучащие к месту и не к месту или странные гармонические последовательности. Исполнительские «ляпсусы» Моцарт преподносит с не меньшей иронией. В медленной части музыка изображает, как во время сольной каденции скрипач, непредусмотрительно забравшийся в высокий регистр, смазывает гамму, и она из обычной мажорной превращается в диковато звучащую целотоновую. А в менуэте целая фраза из «фальшивых» нот появляется в партии валторн. Заканчивает же свою Шутку Моцарт и вовсе звуковой «кляксой»: у струнных инструментов одновременно звучат аккорды в трех разных тональностях.

Концерт для кларнета ля мажор возвращает слушателей в мир гармонии и возвышенной красоты. Он стал последним произведением в жанре концерта, созданным Моцартом. Композитор написал его в год своей смерти – 1791 – для известного кларнетиста Антона Штадлера. К кларнету Моцарт испытывал особое пристрастие, вводя его в некоторые свои симфонии, в том числе в знаменитую Сороковую, что в то время практиковали еще далеко не все композиторы. В Концерте ля мажор Моцарту удалось с максимальной полнотой раскрыть богатство звучания кларнета, его красочные и выразительные возможности. Все части концерта написаны в мажоре, однако в музыку неоднократно проникают и мрачные минорные эпизоды. В финал Моцарт даже вводит музыкальную фигуру (нисходящий хроматический ход), символизирующую страдание и известную еще со времен барокко. Концерт Моцарта является одним из самых популярных произведений для кларнета.

В концерте принимают участие солисты и артисты оркестра Наталья Береславцева (флейта), Софья Беляева (гобой), Михаил Меринг (кларнет), Тарас Жуковский (фагот), Александр Андрусик (валторна), Артур Арзуманов (валторна), Алексей Колбин (скрипка) и Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).

Оксана Усова