«Дива из Большого»

28.05.2017

«Аплодируя стоя, стуча ногами, крича «браво» так, что эти крики походили на истерику, многочисленные зрители, присутствовавшие на этом гала-концерте, под самым большим впечатлением оказались от «Vissi d`arte» Тоски Пуччини в исполнении Касрашвили», — так был описан в канадской прессе триумф юной солистки Большого театра, одержавшей победу в 1973 г. на международном конкурсе в Монреале.

Наделенная от природы голосом огромного диапазона и редкостной красоты, талантливейшая ученица знаменитой Веры Давыдовой, она вступила на сцену Большого в 1966-м, будучи еще студенткой. Ее театральная биография складывалась в бесконечную вереницу ярких и незабываемых сценических образов. Татьяна в «Онегине» и Лиза в «Пиковой даме», Дездемона в «Отелло» и Наташа Ростова в «Войне и мире», Иоланта в одноименной опере и Жанна д`Арк в «Орлеанской деве», Полина в «Игроке» и Любка в «Семене Котко», Войслава в «Младе» и Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже», Франческа во «Франческе да Римини» и Тамар в «Похищении луны» — таков далеко не полный список ролей, созданных ею на сцене Большого.

Умение артистки «найти интонацию каждой роли» (Б. Покровский) и точное попадание в образ удивляли и приводили в восхищение даже коллег по сцене: «Героини Маквалы Касрашвили — женщины разных времен и характеров. Для меня до сих пор остается загадкой, как певица может каждый раз неузнаваемо меняться» (Евгений Нестеренко).

Эти две равнодействующие таланта – вокальное мастерство и драматический дар, помноженные на работоспособность, создали уникальное явление в музыкальном театре, имя которому Маквала Касрашвили. Ее искусство получило полное признание за рубежом, а сама певица — титул «дивы из Большого».

Точкой отсчета международной карьеры «мисс Касрашвили» можно считать ее триумфальный дебют в 1979 г. на сцене Метрополитен-оперы в партии Татьяны в «Евгении Онегине». Затем последовали выступления в течение четырех сезонов подряд в лондонском Ковент-Гарден, где специально на нее были поставлены оперы «Дон Жуан» и «Милосердие Тита» Моцарта. Партии Донны Анны и Виттелии, исполненные в этих спектаклях, снискали ей славу моцартовской певицы. «Касрашвили (Донна Анна) была самой поразительной. Ее голос, как и положено, блестящий и плотный, вместе с тем удивительно нежен. Она фразирует с подлинным мастерством; речитативы исполняет очень изящно; смотрится и двигается великолепно… О таком исполнении можно только мечтать», — писала газета «Файнэншл таймс».

Восторженный прием сопровождал выступления артистки на сценах крупнейших оперных театров, пела ли она Амелию в «Бале-маскараде» (Метрополитен-опера), Аиду в одноименной опере Верди (Баварская государственная опера, Венская опера, Арена ди Верона, Лирическая опера Чикаго) или Сантуццу в «Сельской чести» Масканьи (Финская национальная опера, оперные театры Сиэттла, Вашингтона и Хьюстона). Равно убедительной представала она и в операх Р. Штрауса (Хризотемиды в «Электре» в Канадской опере, Иродиады в «Саломее» в Мариинском театре), и Шостаковича (острохарактерная Подточина в «Носе» или Вава в оперетте «Москва-Черемушки», этим эффектным «преображениям» артистки аплодировала публика музыкального фестиваля в Барде/ США).

Визитной карточкой певицы стала партия Тоски в одноименной опере Пуччини: более тридцати лет она пела Тоску на сцене Большого в легендарной постановке Бориса Покровского. В этой партии она выступала и на сцене Норвежской национальной оперы, и Большого театра Варшавы, и Большой оперы Флориды…

Ее имя давно вписано в историю оперного театра. В Большом Маквала Касрашвили в течение полутора десятилетий руководила оперной труппой. Нынешний творческий вечер раскрывает иные грани ее таланта — педагога, наставника, друга. «Я с удовольствием делюсь тем, что умею сама, с молодыми артистами, — говорит Маквала Филимоновна, – и радуюсь, что бывшие воспитанники Молодежной программы Большого театра теперь украшают эту великую сцену».

На концерте выступят ведущие солисты театра и молодые исполнители, успешно начавшие свою карьеру в Большом, — Светлана Шилова, Эльчин Азизов, Анна Нечаева, Динара Алиева, Олег Долгов, Агунда Кулаева, Анна Аглатова, Юлия Мазурова, Ольга Кульчинская, Богдан Волков, Екатерина Морозова, Андрей Жилиховский, Павел Валужин, Анна Бондаревская, Алуда Тодуа. Маквала Касрашвили исполнит романс Сантуццы «Voi lo sapete» из оперы Масканьи «Сельская честь» и свой коронный номер — арию «Vissi d`arte» из «Тоски» Пуччини — «Я жила для искусства, я жила для любви...».